VIII Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада
VIII Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада
Дорогие коллеги, приветствуем Вас на VIII командной международной педагогической олимпиаде-универсиаде!
В этом году мы, по организационным причинам, вынуждены перенести на май.
Мы желаем Вам успехов!
Оргкомитет
1. Название команды: Логопеды будущего
2. Суть исследования:
Краткое описание планируемого исследования:
Цель исследования: разработка системы занятий для детей 6-7 лет по формированию и развитию элементарных навыков письма и чтения.
Цель обучения: освоение детьми коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами путём общепринятых и некоторых специальных приёмов и методов. Развитие активной познавательной деятельности детей в области речевых фактов
Приоритетные задачи обучения:
- сформировать у детей необходимую готовность к овладению элементарными навыками письма и чтения;
- научить детей элементарным навыкам письма и чтения.
Направления работы:
1. уточнение произносительных навыков, развитие фонематического восприятия, навы¬ков звукового и звукобуквенного анализа и синтеза;
2. учить воспринимать слог как единую произносительную единицу, слитно читать слоги, в дальнейшем слова;
3. воспитание у детей умения правильно составлять простые распространённые и слож¬ные предложения, находить и определять границы предложений (смысловые, интонационные, графические);
4. развитие у детей внимания к морфологическому составу слова и изменению слов и со¬четаний слов в предложении;
5. обогащение словаря детей на материале специальных терминов и выражений (слог, звук, ударение и.т.д.).
Характерные особенности обучения:
- игровой, занимательный характер обучения;
- развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава слова основывается на системе упражнений с опорой на слуховые, зрительные и кинестетические ощущения;
- усвоение элементарных навыков письма и чтения неразрывно связано с уточнением произношения звуков, в первую очередь гласных, затем согласных в твёрдом и мягком вариантах;
- применение устных упражнений, направленных на различение на слух и дифференциацию отдельных звуков, которые сочетаются со слоговым и звуковым анализом слов, составлением графической схемы слова и выделением из слов ударных и безударных гласных;
- изменение порядка изучения букв;
- включение в материал для чтения в определенной последовательности слов различного слогового состава;
- акцентирование внимания на понимании детьми читаемых слов, предложений, текстов;
- применение различных форм наглядности, игровых приемов, упражнений;
- осуществление переходов от послогового чтения к слитному;
- закрепление и расширение полученных детьми знаний, умений и навыков на дополнительном материале, предлагаемом в качестве рекомендаций родителям.
Предполагаемые результаты
В результате обучения значительная часть детей способна:
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- различать понятия «гласная буква», «согласная буква», «слог» с опорой на цветовое восприятие слоговой таблицы;
- выделять ударный гласный звук;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез слова;
- списывать и писать слова различного слогового состава и предложения с применением всех усвоенных правил правописания.
- овладеть техникой чтения, правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
3. Концептуальные позиции:
В педагогическую концепцию входят:
- принцип развивающего обучения (формирование зоны ближайшего развития) (Л.С. Выготский);
- онтогенетический принцип, раскрывающий общие закономерности развития детской речи (А.Н. Гвоздев);
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка (Д.Б. Эльконин).
- нейропсихологический подход к обучению чтению и письма Лалаева, Ахутина, Корнев;
- становление речи и обучение чтению должны идти параллельно, помогая одно другому;
- использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной;
- складовой принцип обучения чтению;
- положение о том, что путь к чтению лежит через письмо (Н.А. Зайцев).
4. Условия, в которых будет проводиться исследование:
- дети дошкольного возраста 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
5. Средства отбора:
Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи (Волкова Г.А.,2004)
Задания из «Методики психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» (Лалаева Р.И., 2004), направленные на исследование навыков слогового и фонематического анализа и синтеза.
6. Средства фиксации результата исследования:
Средствами фиксации результата являются задания из пособия «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В., 2002).
Способ их интерпретации: самостоятельно разработанные критерии.
7. Схема исследовательского действия
8. Распределение функций в команде:
Хакимуллина Римма, Михеева Виктория, Мухамедьянова Алина - планирование, исполнительная, аналитическая, интерпретационная часть.
Мингазова Айгуль, Харисова Лиана, Хамитова Айсылу – планирование, исполнительная часть.
Содержание проекта:
2.Педагогический результат, который будет демонстрировать команда. В качестве итогового результат предполагается – формирование нового ре-флексивного опыта участников проекта с помощью практических упражнений тренингового характера. Проект поможет участникам раскрыть личностные качества, необходимые для успешной самореализации, проанализировать воз-можности и задачи своего дальнейшего развития.
• Внешний результат -рефлексивные высказывания и формулирование задач собственного личностного развития участниками проекта. • Внутренний результат – актуализация и расширение (дополнение, прираще-ние, изменение) представления о себе участников проекта; организация кон-структивного самоисследования и самоанализа, посредством тестирова-ний и взаимодействия с другими участниками; выделение и самооценивание индивидуальных личностных черт человека, определяющих его успешность; рефлексия восприятия каждым участником самого себя через восприятие дру-гими; утверждение оптимистической позиции участников проекта по отноше-нию к себе; проектирование целей собственного личностного развития участ-никами проекта;
3.Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован:
1.Количество участников проекта: до 10 человек.
2.Материалы и оборудование:
Для ведущих проекта: проектор, интерактивная доска или белая доска, подго-товленные бланки тестовых и других рабочих материалов на каждого участ-ника, доска - флипчарт.
Для обучающихся: ручки, бланки тестовых и других наглядных рабочих мате-риалов на каждого участника, текстмаркеры.
4. Средством отбора для участия в педагогическом действии является жела-ние и заинтересованность участников команд (1-2 человека от команды).
5. Концептуальные позиции: концептуальной основой проекта является си-стемно- деятельностный подход и теория проблемно-развивающего обучения, в которых обучение и развитие рассматриваются как сотрудничество, как сов-местная учебно-познавательная деятельность субъектов, построенная на ак-тивном участии обучаемых в процессе открытия и приобретения знаний и уме-ний, на единстве знаний и практических действий.
В замысле проекта мы исходим из того, что тренинг, как форма обучения и развития, строится на диалогизации взаимодействия и равноправном, основан-ном на взаимном уважении, межличностном общении участников проекта, на обратной связи обучающихся, которая, собственно, и выражается в рефлексии.
При работе над проектом были использованы следующие источники:
1. Котова С. К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 37–41. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56247.htm. 2. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: учебное пособие для студентов психологических специальностей / А.Г. Лидерс. – Москва : Ака-демия, 2003. – 256 с. – ISBN 5-09-012340-3
3. Морева, н. А. Основы педагогического мастерства / н. А. Морева – спб: про-свещение, 2006. – 320 с. ISBN 5-9856302 4.Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я : уроки психологии в средней школе (5-6 классы) / О.В. Хухлаева. – Москва : Генезис, 2005. – 207 с. – ISBN 5-9856302-7-7.
6. Средства фиксации достигнутого результата:
В ходе реализации проекта фиксируются следующие критерии достижения внешнего результата:
Количественные критерии: выражаются в заполнении оценочной рефлексив-ной карты участника тренинга (по 10 бальной шкале).
- Качественные критерии:
-активность участников в выполнении практических заданий,
-четкость и конкретность формулировки задач личностного развития участни-ками проекта.
-внутренний результат фиксируется в текущей, промежуточной и итоговой ре-флексии.
7. Схема педагогического действия:
1. Вступление;
Обоснование актуальности темы педагогического действия, мотивация участ-ников;
2. Практическая часть:
Блок 1. «Кто Я? Какой Я»
Блок 2. «Мое идеальное Я»
Блок 3. «Отражение» (каким меня видят окружающие)
Блок 4. «Мое реальное Я»
Блок 5. «Мои возможности и перспективы»
3. Презентация участниками индивидуального перспективного проекта разви-тия своего «Я».
4. Рефлексия. Подведение общего итога.
8. Распределение функций в команде: коллективная работа
Содержание проекта по номинации «Педагогическое действие»
1. Название команды – Жамевю.
2. Педагогический результат. Демонстрируется метод обучения «Ключевое слово». Он является универсальным и может быть внедрен в практику обучения как детей, так и взрослых. Мы видим применение данного метода в процессе обучения персонала в организации.
Объект обучения посредством данного метода - руководители подразделений, которые непосредственно руководят и обучают подчиненных.
Цель внедрения метода «Ключевое слово» в процесс обучения руководителей – сформировать у руководителей модель каузального-генетического мышления, обучить навыкам применения данного метода.
Тем самым, предполагается, что систематическое использование данного метода со стороны руководителей по отношению к исполнителям, будет способствовать развитию у обучающих и обучаемых новых эффективных способов мышления.
Мы ожидаем смену традиционной модели взаимоотношений руководителя с персоналом-исполнителем, который призван не думать, а исполнять, на модель, где персонал – активный субъект, инициатор профессиональной деятельности. Таким образом, конечным результатом внедрения данного метода в обучение персонала является формирование сотрудников способных самостоятельно принимать, подвластные им решения.
Алгоритм метода «Ключевое слово».
Первый этап – поиск ключевого слова. В последнем повествовательном предложении (высказывании)сотрудника руководитель выбирает ключевое слово, - то, которое несет основную смысловую нагрузку и на котором автор делает акцент. Как правило, им оказывается глагол. Например, в предложении «Мы купим книгу» ключевым может быть слово «купим».
Если в предложении нет глагола или смысловой акцент(что нетрудно установить по интонации, интенциям, мимике) сделан на другом слове, то ключевым следует считать его. Например, если в приведенном выше пример говорящий в контексте уже состоявшегося диалога хочет сделать акцент не на слове «купим», а на слове «книга», то ключевым следует считать его. Или, в высказывании «Дом белый» ключевыми словами могут быть, как «дом», так и «белый», в зависимости от того, куда падает ударение при произношении.
Второй этап – формулировка вопроса к ключевому слову. К установленному ключевому слову руководитель формулирует («привязывает») свой вопрос.
Проиллюстрируем это следующим примером начала диалога.
Первый вариант.
– Я куплю книгу.
Вопрос: Где ты купишь ее?
Второй вариант.
– Мы купим книгу.
Вопрос: Почему именно книгу?
Ответ: Книга – самый оптимальный вариант.
Вопрос: На основании чего ты решил, что это – оптимальный вариант?
Третий этап – рефрен. В полученном ответе снова выбирается новое ключевое слово и к нему формулируется следующий вопрос. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока обучающийся не придет к ответу (решению).
3. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован. Специальные условия не требуются. Необходимо лишь присутствие группы людей от 2 до 10 человек.
4. Соответственно, отсутствуют и специальные средства отбора обучаемых.
5. Концептуальные позиции
-позиция современного менеджмента по отношению к персоналу: персонал – активный субъект, инициатор профессиональной деятельности"
- положение Л.С. Выготского о том, что педагог в процессе взаимодействия со своими подопечными должен сменить роль поводыря и рикши на роль социального организатора. Данное положение мы спроецировали на профессиональную организацию, в которой роль руководителя заключается в создании условий для того, чтобы работники сами обнаружили потребность в своем изменении, сами искали пути прихода к новому состоянию и сами бы строили траектории своего изменения(О.С.Анисимов). То есть, обучающий (руководитель) не должен быть «впереди» своих сотрудников, а должен оставаться «позади» и, выступая в роли социального организатора, создавать лишь педагогические условия для самостоятельного продвижения своих сотрудников вперед по пути познания и решения возникающих проблем.
- концепция самообучающейся организации (П. Сенге), а именно, принципы, на которых базируется понимание ее сущности:
-деятельность любой организации определяется взаимодействием сотрудников и их образом мысли;
- для того чтобы изменить организацию, нужно дать людям возможность изменить способы взаимодействия и их ментальные модели.
Обучение базируется на следующих психологических принципах:
- системного характера психики,
- системной дифференциации структуры мышления,
- реализации обучения в зоне ближайшего развития.
6. Средства фиксации достигнутого результата.
- Руководитель начал использовать данный метод в деятельности по управлению персоналом.
- Руководитель перестает выступать в роли «поводыря»: смена стиля руководства с авторитарного на демократический, заметно снижается количество жестких императивных указаний сотрудникам.
- Сотрудники самостоятельно приходят к заранее запланированному руководителем решению.
- Сотрудники реже обращаются к руководителю за решением своих производственных проблем. Проявляют активность в стремлении самостоятельно решить проблему.
- Фиксация мнений сотрудников по результатам анкетирования свидетельствует о желании и интересе персонала к данному виду взаимодействия с руководителем и подходу к решению производственных проблем.
- Смена мотивации избегания на мотивацию достижения.
7. Схема педагогического действия представлена и описана в п.2 «Педагогический результат». Более структурированной, данная схема, находится в основной работе.
8. Распределение функций в команде:
Маркин Дмитрий- Капитан, Координатор
Антоненко Юлия- Исследователь
Жванко Виктория- Дипломат
Михолап Екатерина- Исполнитель
Хромова Мария- Реализатор
Полозов Кирилл- Генератор идей
Славина Алена- Мотиватор
Содержание проекта "25/8" по номинации «Педагогическое действие»
1. Название команды: «Перспектива 22»
2. Педагогический результат:
Предполагаемым результатом выступает способность студентов первых курсов эффективно распределять свое время, умение организовать свою учебную и внеучебную деятельность, умение четко выделять основные и второстепенные цели, определять имеющиеся внутренние и внешние ресурсы для их достижения.
3. Условия: Студенты первого курса. На очном этапе КПО(У) – все желающие.
4. Средства отбора: желание участников принять участие в данном проекте.
5. Концептуальные позиции:
Классики педагогической науки (К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский) считали, что без целенаправленной, последовательной и систематичной работы по формированию умений организации умственного труда невозможна успешная учебная деятельность. Формирование умений самоорганизации студентов-первокурсников, их совершенствование во многом зависят от понимания сущности понятия «умение». И.А. Зимняя вопросы формирования и самоорганизации учебной деятельности студентов. Труды Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова об организации учебной деятельности школьников. П.Е. Рыженков, Е.В. Марусова, Л.М. Хаславская, А.П. Ситникова, О.Н. Первушина самоорганизация студентов первого курса.
6. Средства фиксации достигнутого результата: Средством фиксации достигнутого результата является разработанная нами авторская LifeTime игра «25/8», направленная на обучение эффективным способам распределения времени и развитие навыков самоорганизации собственной деятельности. С правилами игры участники будут ознакомлены во время проведения на очном туре КПО(У) VIII.
7. Схема педагогического действия:
Организационный этап:
- проведение занятия с элементами тренинга: «Давайте познакомимся!»;
Практический этап:
- проведение занятия с элементами тренинга на тему: «Мотивация и активность»;
- проведение занятия с элементами тренинга на тему: «Лидерство»;
- проведение занятия с элементами тренинга на тему: «Саморегуляция»;
- проведение занятия, направленного на развитие критического мышления;
- проведение занятия с элементами тренинга на тему: «Цели и целеполагание», включающее деловую игру «Магазин жизненных ценностей»;
- проведение занятие с элементами тренинга на тему: «Тайм-менеджмент и планирование»;
Рефлексивный этап:
-проведение LiveTime игры «25/8», рефлексия результатов обучения и подведение итогов.
8. Распределение функций: Капитан команды: Тумайкин Максим. Координаторы проекта: Малышева Светлана, Мельник Татьяна, Николаева Юлия, Ефименко Александра, Ситкина Софья.
Проект по номинации «Педагогическое действие»
1. Название команды: ВДМ.
2. Педагогический результат:
Для того, чтобы успешно справляться с функциями тьютора девиантного ребенка, студенту необходимо овладеть множеством умений. Одним из ключевых является умение решать воспитательные ситуации, поскольку, по мнению большинства специалистов, воспитательный процесс в большей части осуществляется через решение воспитательных ситуаций.
Умение решать воспитательные ситуации позволяет студенту-тьютеру не только осуществлять воспитательную функцию своей деятельности, но и помогать детям справиться с возникающими у них трудностями.
Процесс формирования у студентов-тьютеров опыта решения воспитательных ситуаций с детьми группы выстраивается на основе специально разработанной модели. В моделируемом процессе используется формат систематического коллективного обсуждения качества полученного опыта, позволяющий «отрефлексировать» и усовершенствовать умения решать воспитательные ситуации, а также организован поэтапный процесс развития опыта решения воспитательных ситуаций в последовательности от выявления типичных воспитательных ситуаций до совершенствования способов их решения
Мы предполагаем реализацию заявленного проекта (на очном туре Олимпиады-универсиады) в формате нескольких действий, демонстрирующих некоторые элементы авторской программ.
Участникам олимпиады предстоит:
- познакомиться с критериями сформированности у студентов-тьютеров опыта решения воспитательных ситуаций с детьми группы риска;
- проверить эффективность организационно-педагогических условий формирования у студентов-тьютеров опыта решения воспитательных ситуаций с детьми группы риска.
- в формате свободного обсуждения разработать свои рекомендации, которые поспособствуют развитию устойчивости к данному явлению.
3. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован: членами команд VIII Командной педагогической олимпиады-универсиады; предпочтение отдается студентам педагогических специальностей вне зависимости от профиля обучения, а также аспирантам, преподавателям и молодым учителям.
4. Концептуальные позиции:
Теоретико-методологической основой реализации предлагаемого проекта выступают:
Проблему тьютерства изучают многие исследователи, такие как Турчанинова Ю., Слободчиков В. И., Громыко Ю. К., Щедровицкий П. Г., Ковалева Т. М. и др. Они рассматривают тьютера с точки зрения наставника учащихся, занимающихся самообразованием или иными словами «одаренных учеников» и в качестве наставника детей с ограниченными возможностями здоровья.
Не менее изучены теоретические основы проблемы девиантного поведения детей. Значительное место в изучении феномена «риск» и его социального аспекта занимают исследования отечественных ученых А.П. Альгина, В.И. Зубкова, С.М. Никитина, В.В. Павловой и других. Проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков отражены в трудах H.H. Верцинской, Ю.В. Гербеева, Э.Г. Костяшкина, Г.П. Медведева,A.И. Невского, Г.М. Потанина, И.П. Прокопьева и других. Поиском путей и средств преодоления, предупреждения и профилактики отклонений в поведении детей занимаются К.Ш. Ахияров, В.Г. Баженов, В.Г. Бочарова, Ю.В. Гербеев,B.Н. Гуров, Н.В. Квитковская, Э.Г. Костяшкин и др..
Проблема использования в практической деятельности воспитательных ситуаций рассмотрена в трудах М.М. Поташника и Б.Э. Вульфова, Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской, С.М. Годника, А.Ф. Спирина, М.А. Степинского, Н.Л. Селивановой, М.Л. Фрумкина, В.А. Сластенина, Л.Ю. Сироткина и др. В диссертации Н.Л.Селивановой рассматриваются педагогические (воспитательные) ситуации в управлении коллективными отношениями подростков, в диссертации М.Л. Фрумкина и Т.Ф. Кузиной дается анализ воспитательной ситуации, ее классификация.Они останавливаются на специфике и месте воспитывающей ситуации в системе воспитательных воздействий. О.С. Богданова и С.В. Черенкова отразили место воспитывающей ситуации, назвав качества, которые необходимы при разрешении воспитывающей ситуации, но в их работе представлен только анализ ситуаций.
5. Распределение функций:
Общее руководство: Зунина Анжела – капитан команды. Донесение информации о предстоящей олимпиаде до участников команды. Распределение обязанностей, между участниками команды.
Участие в работе и реализации проекта, коммуникация с участниками универсиады на портале, организация и координация коммуникации с участниками универсиады:
Мазур Дарья, Варакина Екатерина, Старицина Ксения, Зунина Анжела.
ПРОЕКТ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ УЧЕНЫХ»
Количество человек в команде: 3 человека;
Содержание проекта по номинации «Педагогическое действие»
Название команды: «NaХимичил».
Педагогический результат: Школьники знакомятся с предметом «Химия» начиная с 8 класса и уже тогда многие начинают относиться к ней с неприязнью, которая может усилиться с дальнейшим углублением в курс. Почему? Возможно множество факторов: «сложно», «непонятно», «да зачем она вообще нужна!», «неинтересно», «одни проблемы от нее природе» - все чаще говорят ученики о химии и отдают свое предпочтение другим предметам.
Химия глубоко вошла в нашу жизнь, сделала ее ярче (краски, фейерверки), удобнее (одежда, игрушки, пластик, косметика), быстрее (машины, телефоны, компьютеры). Именно химическая промышленность занимает одну из наиболее существенных сфер во всем мире. Занятия химией развивают аккуратность, внимательность, системное мышление и умение анализировать большое количество данных. Поэтому, даже если у ученика нет желания связывать свою жизнь с данным предметом, ему необходимо иметь о нем должное представление.
Нашей целью является популяризация химии.
Перед нами стоят такие задачи, как: пробудить интерес к предмету; дать ученикам базовые знания о предмете и, по возможности, заинтересовать химией как наукой в целом.
Для этого мы предлагаем ввести факультативные занятия «Занимательная наука для маленьких ученых». Будет включено три блока: «Теоретическая химия», «Химия в быту», «Юный химик». Занятия будут чередоваться, т.е. 1 занятие – из первого блока, 2 занятие – из второго, 3 занятие – из третьего, а 4 занятие снова из первого блока и т.д.
Условия:
. Очень важно пробудить интерес как можно раньше, поэтому целевой аудиторией выбраны именно школьники начальных классов. Данные школьники уже находятся на ступени (пускай и начальной) образовательной системы, но еще не знакомы с химией, а, значит, смогут составить о данной науке свое собственное мнение и открыть ее для себя как кладовую интересных и увлекательных явлений. В дальнейшем, уже имея представление о предмете, им будет гораздо легче усваивать предстоящий материал и, возможно, куда большее число учеников пополнят ряды химиков.
Для проведения исследования требуются:
- обычная аудитория для школьного занятия (для блока «Юный химик» желателен кабинет химии, т.к. будет проходить работа с реактивами)
-школьный класс (1 – 4 кл.) или группа студентов;
- меловая доска;
- проектор;
- бумага для распечатки раздаточного материала;
- халаты, перчатки, очки для подопечных школьников (желательны в блоках «Химия в быту» и «Юный химик»);
- реактивы для опытов;
- доступный реквизит (ватман, цветные ленты, цветные карандаши, веревка, проволока, пара простых мячиков и т.п.).
Средства отбора:
Участниками реализации проекта выступают представители команды или подготовленный педагог с лаборантом. Особые средства отбора участников отсутствуют.
Концептуальные позиции:
Мы предлагаем поменять формат занятий и подачу информации. Каким образом? Давать знания простым и понятным языком (не химическим); играть в тематические игры; показывать обычные на взгляд предметы под другим углом; использовать раздаточный материал.
Таким образом, привязывая знания к эмоциям и (свойственному школьникам начальных классов) любопытству – базовый курс отложится более глубоко и уровень понимания возрастет.
На занятиях такого типа будет выявляться прямая связь химии и окружающего мира.
Например: что такое коррозия?; Почему мыло отмывает грязь с рук?; Откуда такое разнообразие цветовой гаммы в фейерверке?; Почему некоторые краски могут светиться в темноте? Как из песка получают прозрачное стекло? Углеродная нить – тяжелее или легче воздуха (и почему?); Почему воду нельзя кипятить по многу раз? Химия доступна всем и каждому, кто стремится познать эту интересную науку, «чудеса» можно не только увидеть своими глазами, но и сделать своими руками.–все это и много другое ребята будут познавать на занятиях блока «Химия в быту»
Химия – это удивительная наука, полная разнообразных чудес. Сделать скучные и непонятные химические задания и упражнения очень интересными возможно, стоит лишь немного изменить способ преподнесения их. Знания могут сделать все невозможное возможным и реальным. И многие чудеса можно легко объяснить, опираясь лишь на химические знания. Все это в блоке «Теоретическая химия»
Химия доступна всем и каждому, кто стремится познать эту интересную науку, «чудеса» можно не только увидеть своими глазами, но и сделать своими руками.Такая сложная, но интересная, химия всегда вызывает у школьников неоднозначную реакцию. Ребятам интересны опыты, в результате которых получаются вещества ярких цветов, выделяются газы или выпадают осадки.
Химические опыты для детей должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправной точкой к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету. Так же эксперименты помогут детям в развитии моторики, логики, научат нестандартному мышлению, и помогут расширить кругозор, а начало ведения лабораторной тетради – дисциплинирует и поможет отбирать и систематизировать информацию – именно это и ждет детей в блоке «Юный химик».
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Занятия будут проходить в форме факультатива в течение 45минут. Аудиторией для проведения «Теоретической химии» и «Химии в быту» может являться обычный школьный класс, в то же время для блока «Юный химик» желателен кабинет химии (т.к. будет проходить работа с реактивами).
Для проведения опытов в блоках «Химия в быту» и «Юный химик» потребуется ассистент (лаборант), который поможет подготовить всю необходимую химическую посуду, реактивы; Для того, чтобы не запачкать одежду и кожу, а так же в целях безопасности школьникам на опытах необходимы халаты, перчатки и иногда очки.
Представляем варианты проведения занятий для различных блоков (в сумме на 36 академических часов):
Блок «Теоретическая химия».
1 занятие.
* Алхимия.
*Философский камень –почему он так и не был создан.
* Истории о хитростях алхимиков, которые «нашли» философский камень.
2 занятие.
* Зачем нужны знаки и обозначения.
* Практическое задание: Послание из прошлого (расшифровка «послания» с помощью таблицы алхимических знаков XVIII века).
3 занятие.
* Конец алхимии. Создание химической номенклатуры.
* Спор Клода Бертолле и Жозефа Пруста. Кто же прав?
* Практическое задание: Химический шифр (реакции написанные тривиальным языком перевести в реакции с Брутто или структурными формулами, используя вспомогательные таблички с пояснениями)
4 занятие.
* Элементы вокруг нас.
* Металлы – что это?
* Практическое задание: Использование металлов и их сплавах (Учитель рассказывает о особенностях основных используемых металлов и сплавах, выдает таблички. Затем ребята делятся на группы и каждой группе выдаются карточки с разными картинками, например: 1)украшения, 2) электрическая лампочка, 3) самолет, 4) медицина, 5) электрические провода, 6) машина и т.д. Необходимо соотнести металлы и картинки.)
5 занятие.
* Элементы вокруг нас.
* НеМеталлы – что это?
* Практическое задание: Использование неметаллов и их сплавов (Учитель рассказывает о особенностях основных НеМеталлов и их соединениях, выдает таблички. Затем ребята делятся на группы и каждой группе выдаются карточки с разными картинками, например: 1) алмаз 2) люминесцентная лампочка, 3) спичка, 4) порох, 5) уголь, 6) вода и т.д. Необходимо соотнести НеМеталлы и картинки.)
6 занятие.
* Атом – маленькое солнце. Состав атома: электрон, ядро – нейтрон, протон.
* Учимся определять количество нейтронов, протонов и электронов в атоме.
* Практическое задание: Рисуем атом на подобии солнечной системы, где вместо планет – электроны, а вместо солнца – ядро с нейтронами и протонами. Обсуждаем. Совместно пробуем составить общие подобные рисунки на несколько атомов (например: водород, кислород, алюминий)
7 занятие.
* Молекула.
* Связи – металлическая, ковалентная (полярная, неполярная), ионная, водородная.
* Практическая игра: Играем в определение связи. На доске в столбик 1 пишем элементы металлы, в столбик 2 – элементы неметаллы, в столбик три – элементы электроотрицательных неметаллов. Обсуждаем и практикуемся в определении связей, используя элементы из столбиков на доске.
Например: в группе 16 учеников, они делятся пополам, т.е. по 8 человек. Первым 8 ребятам подбираем элементы металлы (на выбор 8шт), а вторым 8 подбираем элементы неметаллы (желательно:H, N, O, F, т.е. каждый из этих элементов повторится дважды). Можно сделать повязки или бумажки с обозначением элемента – необходимо, чтобы ребята видели элементы друг друга и знали свой собственный. Затем играем по принципу: ведущий кидает два мячика – тот, кто поймал мячик, бежит к доске. Ребята встают спинами друг к другу и на счет 1, 2, 3 оборачиваются, смотрят на элемент товарища и называют связь. Если ответ у обоих не верный, то вместе определяем связь; если один ответил правильно, а второй нет – то вместе определяем связь (тот, кто ответил правильно – бросает мячики); если оба ответили правильно, то мячики бросает тот, кто был быстрее.
8 занятие.
* Понятие хаотичности движения.
* Агрегатные состояния: твердое, жидкое, газообразное. Объясняем, что молекулы могу находиться друг от друга на различных расстояниях. В твердых телах – очень близко, а жидких – чуть дальше, в газах – еще дальше и при всем этом они движутся.
* Практическая игра: Берем три веревки различного размера и скрепляем их концы (готовим заранее). Берем наименьшее (1) получившееся «кольцо» - даем задание под музыку залезть туда максимально возможному количеству человек, рядом кладем кольцо побольше (2) и самое большое (3). По команде «меняемся!» ребята, которые не влезли в первый раз заполняют освободившееся кольцо 1. Ребята, которые были в кольце 1 переходят в более просторное кольцо 2, а после следующей команды в кольцо 3. Так можно «пробежаться» по всем «кольцам» разного диаметра несколько раз. После игры объясняем ребятам, что в первом случае – они, как и молекулы, находятся очень близко друг к другу (как в твердом веществе), но продолжают двигаться; Во втором случае (как в жидкости) для того же к-ва ребят-молекул пространства уже больше, как и возможности двигаться; В третьем (как в газах) - пространства и движения еще больше.
9 занятие.
* Элементы.
* Знакомство с ПСХЭ Д.И. Менделеева. Основные принципы и правила.
* Практическое задание.
10-11 занятие.
* Атомные орбитали. S, P, D – элементы.
* Правила заселения орбиталей электронами.
* Практические задания на закрепление темы. Вместе делаем общую объемную поделку строения атома выбранного элемента с указанием его нейтронов и протонов в ядре, электронных оболочек и количества электронов на каждом из них. Если останется время, то делаем рисунки с несколькими другими элементами.
12 занятие.
* Вспомним все пройденное.
* Атом. Элемент. Молекула.
* Практические задания на повторение всего пройденного.
Блок «Химия в быту»
1 занятие. Введение в дисциплину.
* Химия и зачем она нужна;
* Изучение техники безопасности;
* Понятие вещество и где оно принимается.
2 занятие. Вода.
* Что такое вода? Чем она интересна и полезна?
* Опыты с водой (свеча-насос, торнадо в бутылке, химическое молоко, вода в шарике, сухой снег)
3 занятие. Молекулярная кухня.
* Что такое пищевые добавки? Чем они полезны, а чем вредны для человеческого организма?
* Какие пищевые добавки ни в коем случае нельзя употреблять в пищу?
* Опыт (полимерные червяки)
4 занятие. Мыло.
* Что такое мыло и почему оно смывает грязь с рук?
* Опыт (хлопья мыла в воде)
* Самостоятельное изготовление мыла.
5 занятие. Медь.
* Медь - чем она интересна для людей?
* Опыты (монетка медная→серебряная→золотая, цвет пламени меди и т.д.)
6 занятие. Царь – пушка. Царь – колокол.
* Железо что это такое? Где используют железо?
* Как давно люди узнали о железе, и с какой целью использовали его раньше?
* Коррозия и почему она свойственна железу?
* Опыты: 1) горение стальной ваты (в данном опыте происходит окисление железа);
2) FeCl3 +чай(черный или зеленый)= черный раствор результат пробы на танины, реакция с желтой кровяной кровью,
3) FeCl3+ щелочь = бурый осадок Fe(OH)3, который растворяется избытком соляной кислоты.
7 занятие. Кислород.
* Кислород как химический элемент и как простое вещество.
* История открытия. Распространение в природе; Изучение физических свойств кислорода;
* Опыты (получение кислорода из перманганата калия КМno4, возгорание тлеющей лучинки, химический вулкан из перекиси водорода и дрожжей).
8 занятие. Реакции нейтрализации.
* Что такое кислота и основание?; В чем их различие и где они применяются;
* Опыты (гашение соды уксусной кислотой, бомбочка для ванны, Кола + молоко)
9 занятие. Индикаторы.
* Индикаторы – что такое, зачем нужны и какие бывают?
* Окраски индикаторов. Опыты.
10 занятие. Йод и крахмал.
* Что это за вещество йод? Где его применяют в жизни?
* Крахмал. Цветная реакция на йод.
* Лабораторная работа: «В каких продуктах питания есть крахмал?»
11 занятие. Белки.
* Что такое белок?Почему белок так важен нашему организму? Где живет белок?
* Функции белка
* Опыты (качественные реакции на белок)
12 занятие.Занятие-дискуссия «Чем полезна и чем вредна химия в нашей жизни?».
* Польза химии
* Вред химии
* Учимся выражать свои мысли, защищать свое мнение и выслушивать точки зрения других
Блок «Юный химик»
Предлагается начать вести лабораторную тетрадь, в которой ученик будет сам для себя записывать названия опытов, их пояснение и зарисовывать некоторые этапы.
1 занятие.
* Происходит ознакомление детей с реактивами и с лабораторной посудой;
* Перед проведением опытов детям в обязательном порядке нужно донести правила техники безопасности.
2 занятие.
Опыт 1: Растворим ли школьный мел?
Обучающихся в образовательных учреждениях редко задаются вопросом, растворим ли школьный мел. Некоторые считают его растворимым, некоторые сомневаются. Проверить, растворим ли школьный мел или нет, может каждый.
Формованный школьный мел состоит из карбоната кальция на 40%, остальные 60% – это связующее вещество сульфат кальция, или гипс. Из курса неорганической химии можно узнать, что карбонат кальция практически нерастворим в воде. Это можно проверить.
Для подтверждения того, что карбонат кальция нерастворим, проведем простые химические опыты. Нужно взять кусочек мела и размельчить его с помощью ступки или другого твёрдого предмета. Затем нужно поместить размельчённый мел в ёмкость с горячей водой и размешать получившуюся смесь, которая называется суспензия, ложкой. Через некоторое время (примерно 10 минут) на дне ёмкости можно будет увидеть белый нерастворённый осадок – это и есть карбонат кальция и малорастворимый сульфат кальция. Следовательно, называть мел растворимым неправильно. ( Опыт можно проводят несколько раз, для этого берут различающиеся образцы: по форме, цвету).
Опыт проделывают дети, так как он совершенно безопасен.
3 занятие.
Опыт 2: Химический опыт: Несгораемая купюра.
Простой и эффектный химический опыт. Для проведения эксперимента нам понадобится: соль, водно-спиртовой раствор (не менее 50%),щипчики.
Добавляем немного соли с водно-спиртовой раствор и окуните туда купюру, так чтобы она полностью пропиталась. Вытаскиваем пинцетом купюру из раствора и немного ждем, пока с неё стекут излишки жидкости. Поджигаем. Дайте огню прогореть пока он не погаснет и продемонстрируйте учащимся несгораемую купюру.
Суть химического опыта состоит в следующем. Когда вы поджигаете купюру, начинает гореть спирт. Горит он быстро, вода же, которая присутствует в волшебном растворе, не успевает испариться. Поэтому сама влажная купюра и не загорается.
4 занятие.Выращиваем кристаллы.
Теоретическое объяснение (с картинками и наглядными примерами на компьютере) задания для детей и их родителей. Кристалл из медного купороса (приложение 9).
Первые четыре пункта для наглядности будут показаны в аудитории, ребята дома должны повторить их и продолжить выращивать кристалл.
-Раздать распечатанные инструкции детям на дом;
-Реагенты и оборудование: вода — если есть возможность, используйте дистиллированную или в крайнем случае кипячёную. Сырая вода из-под крана не подходит из-за содержания в ней хлоридов, которые вступят в реакцию с раствором и ухудшат его качество, медный купорос, стакан, проволока, нить из шерсти — проследите, чтобы она была тонкой.
Помещая затравку в ёмкость с раствором, следите, чтобы она не соприкасалась со стенками или дном сосуда. Это может нарушить процесс роста кристалла и его структуру.
Описание опыта: 1)Возьмите стакан или банку объёмом 500 мл, добавьте 200 г сульфата меди и залейте их 300 мл воды. Поставьте ёмкость на песчаную баню и начинайте разогревать, постоянно помешивая. Кристаллы медного купороса должны полностью раствориться. 2)Тщательно растворите медный купорос в тёплой воде. 3)Уберите посуду с песчаной бани, поставьте на плоскость с прохладной поверхностью, например, керамическую плитку. Раствор должен немного остыть. Теперь в него нужно поместить затравку. Ею послужит кристаллик сульфата меди, который нужно выбрать предварительно – самый крупный и ровный. 4)Поместите затравку в раствор. Проследите, чтобы затравка не соприкасалась с внутренними поверхностями стакана. Даже если кристаллик растворится, не переживайте, — это не имеет значения. Охлаждаясь, насыщенный раствор отдаёт соли, которые оседают на нитке. Самое большое количество купороса сосредоточится на дне посуды, поскольку именно в этом месте стакан контактирует с прохладной поверхностью. 5)Насыщенный раствор купороса начнёт образовывать кристаллы на поверхностях. Извлеките нитку с образовавшимися кристаллами из ёмкости с раствором. Повторите процедуру: поставьте стакан на баню из песка и подогрейте так, чтобы осадок растворился. Отключите нагрев. Не снимая посуды с бани, накройте её подходящей по диаметру крышкой и дайте раствору немного остыть. 6)Нить с первыми кристаллами: Поместите нитку с кристаллами в раствор, закрепите её так, чтобы она не соприкасалась с дном и стенками. Накройте ёмкость и оставьте на ночь. Утром вы обнаружите в стакане большую гроздь прекрасных кристаллов необычной формы. Вы можете попробовать придать скоплению кристаллов определённую форму. Для этого нужно вместо нити использовать проволоку. Согните её в виде квадрата, круга, сердечка или звезды. Проволока станет прочным устойчивым каркасом для будущего фигурного кристалла.
5 занятие.
Опыт 3:Искусственная кровь.
Реагенты и оборудование: тиоцианат калия; хлорид железа(III); дистиллированная вода; два химических стакана; ватные тампоны; тупой скальпель(безопасен для детей).
Описание опыта: Растворите по несколько граммов тиоцианата калия и хлорида железа(III) в воде в разных стаканах. Нанесите немного раствора тиоцианата калия на кожу. Смажьте нож раствором хлорида железа(III). Аккуратно, без усилия, проведите обухом (обратной, не режущей стороной) скальпеля по коже, смазанной раствором тиоцианата калия — на руке останется красный след, похожий на кровавый порез.
Объяснение опыта: В результате реакции тиоцианата калия KSCN и хлорида железа(III) FeCl₃ образуется темно-красныйтиоцианат железа(III) Fe(SCN)₃:
FeCl₃ + 3KSCN → Fe(SCN)₃ + 3KCl (По цвету этот продукт реакции очень похож на кровь.)
Меры предосторожности: Опыт проводит только учитель. Для наглядности эксперимента, в качестве добровольца приглашается один из учеников.
6 занятие.
Опыт 4. Вулкан. (очень часто это опыт называют "Вулкан на столе").
Реагенты: дихромат аммония, спирт
Описание опыта: Для проведения возьмите дихромат аммония NH4Cr2O7 и насыпьте его горкой на термостойкую поверхность (например, кафельную плитку). Сверху сделайте «кратер», в который поместите небольшой кусочек ваты, смоченный спиртом. Спирт подожгите. Соблюдайте осторожность! Дихромат аммония начинает разлагаться с выделением азота и паров воды, вспучивающих смесь, а также серо-зеленого оксида хрома(III):
(NH4)2Cr2O7 → Cr2O3 + N2 + 4H2O.
Реакция напоминает действующий вулкан. После ее завершения оксид хрома(III) занимает объем примерно в 2-3 раза больший, чем исходное вещество. Следует учесть, что частицы
образующегося оксида хрома(III) «вулканическая пыль», будут оседать вокруг «вулкана», поэтому наблюдающим необходимо находиться на некотором расстоянии.
К дихромату аммония можно добавить немного порошка магния, тогда «вулкан» будет извергаться еще ярче. Эксперимент проводится учителем, дети в принятии эксперимента не участвуют.
7 занятие.
Опыт 5. Огненная пена.
Химический опыт с йодом и крахмалом, в котором прозрачная жидкость в считанные мгновения становится синей.
Реагенты и оборудование: газ (желательно использовать газ пропан в герметичной металлической упаковке); моющее средство; вода; емкость под воду
Описание опыта:Налейте в чашу воду и растворите в ней жидкое мыло. Пропустите газ (барботируйте его) через мыльный раствор до образования достаточного количества густой пены. Завершите барботирование. Возьмите образовавшуюся пену на руку и подожгите ее — она быстро вспыхнет и сгорит.
Пояснение процессов:
Природный газ — это легко воспламеняющаяся смесь пропана и бутана. Если ее
пропустить через мыльную воду, образуется пена — пузырьки c горючим газом. Если
предварительно смочить ладонь, то такую пену можно поджигать на руке! Пропан-
бутановая смесь сгорает быстро, поэтому не обжигает руку экспериментатора. Не делайте
этого вблизи чаши с остальной пеной, чтобы та не загорелась.
Меры предосторожности:
Заранее приготовьте средства пожаротушения. Обязательно смачивайте руку перед тем,
как поджигать пену! Работайте в защитных очках. Не проводите опыт вблизи
легковоспламеняющихся веществ и объектов. Следуйте общим рекомендациям
безопасности. Опыт проводится учителем, только после предварительного показа и обсуждения правил действия и безопасности, – учеником.
8 занятие.
Опыт 6.Химический светофор.
Реагенты и оборудование: Индигокармин, глюкоза, каустическая сода, 2 стеклянных сосуда, защитные перчатки.
Главным веществом в опыте является индигокармин (соль индиго-5,5′-дисульфокислоты). Индигокармин применяют как пищевые красители в производстве напитков, выпечки и прочих сладостей, которым нужно придать синий цвет.
Описание опыта: Для начала, в одном стеклянном сосуде растворим 4 таблетки глюкозы в небольшом количестве горячей воды( 4 таблетки примерно 2 грамма). Приливаем к раствору глюкозы около 10 мг раствора каустической соды. Получили щелочной раствор глюкозы. Отставляем его в сторону. Во втором сосуде растворяем некоторое количество индигокармина.
Получается синий раствор. Теперь осторожно вливаем в синий раствор щелочной раствор глюкозы. Жидкость изменит цвет на зеленый. Это синий индигокармин окисляется кислородом воздуха, т.к. жидкость насыщается этим газом при переливании. Постепенно зелёный раствор будет становиться красным, а затем жёлтым. Если жёлтый раствор резко встряхнуть, то он вновь станет зелёным, т.к. жидкость насытит кислород и так далее.
Для этого опыта мы обязательно должны использовать перчатки. Во-первых, можно испачкать руки индигокармином, а во-вторых, каустическая сода (гидроксид натрия)- щелочь способная нанести небольшой ожог. Опыт проводит учитель.
9 занятие.
Опыт 7. Дым из пальцев.
Эффектный химический опыт.
Нам понадобятся: спичечный коробок, прохладное блюдце, зажигалка.
Отрываем от спичечного коробка «чиркаш» и складываем его узкую сторону пополам. Кладем его на прохладное блюдце и поджигаем. После того как вещество сгорит, аккуратненько убираем с блюдца пепел. Видим, что на поверхности остался жёлтоватый налет. Именно он нам и нужен. Растираем этот налёт между пальцев и от них начинает идти белый дым.
!Продукты сгорания и дым ядовиты, поэтому опыт проводят в вытяжном шкафу, а после проведения химического опыта «Дым из пальцев» тщательно моют руки. Сам эксперимент могут проводить дети ,по одному, в присутствии учителя и лаборанта.
10 занятие.
* Опыт 8: Химические цветы
Химические цветы — замечательный фокус для детей. Идея такова: бумажные цветы опрыскиваются различными «волшебными» растворами и от этого меняется окраска.
Описание опыта: Первый этап опыта «Химические цветы» делается учителем, втайне от детей. Для начала нужно смастерить из зубочисток и бумаги сами цветы (не важно как они будут выглядеть, главное чтобы было похоже на цветок). Наши готовые цветы пропитываем раствором фенолфталеина и подсушиваем. Пока цветы подсыхают, готовим два «волшебных раствора». Первый — это обычный 9% столовый уксус. Второй — раствор гидроксида натрия (NaOH). Берем один бумажный цветок, опрыскиваем из пульверизатора первым «волшебным» раствором (гидроксидом натрия). Цветок становится малинового цвета. Затем опрыскиваем этот же цветок вторым «волшебным» раствором — уксуса. Цветок вновь становится белым. Чудеса и волшебные превращения состоялись! Так же, другой цветок пропитываем раствором метилового-оранжевого, подсушиваем. При обрызгивании «волшебным» раствором гидроксида натрия, цветок становится желтым. Далее опрыскиваем этот же цветок уксусом- получается розовая окраска. Третий наш
цветок мы пропитываем лакмусом. При опрыскивании гидроксидом натрия, получается синяя окраска. Дальше, при нанесении уксуса-появление красной окраски.
Объяснение опыта: Фенолфталеин, которым мы пропитали цветок, химический индикатор, т.е. в разных средах способен менять свой цвет. Опрыскав цветок раствором гидроксида натрия, мы получаем щелочную среду, в которой индикатор становится малиновым. Опрыскав уксусом, мы нейтрализуем щелочь уксусной кислотой, в результате чего среда вновь становится нейтральной и цветок возвращает свой первозданный белый цвет.
То же самое происходит с индикаторами метиловым-оранжевым и лакмусом.
Далее, детям можно раздать цветы для самостоятельного проведения опыта (он безопасен, так как все растворы перед применением разбавили).
11 занятие.
Опыт 9. «Резиновое яйцо».
Т.к. на весь опыт необходимо около 2-3 дней (на полное растворение скарлупы), то учитель заранее готовит его, чтобы принести готовый экземпляр к занятию.
Для проведения эксперимента понадобятся: варёное куриное яйцо, стеклянная емкость, уксус. Так же, нам понадобится готовый экземпляр яиц, так как опыт занимает несколько дней( для наглядного примера).
Помещаем варёное яйцо в заранее подготовленную стеклянную емкость и заливаем его уксусом так, чтобы он полностью покрыл яйцо. И сразу же мы сможем наблюдать выделение пузырьков с поверхности яйца. Это реакция уксусной кислоты с карбонатом кальция, из которого и состоит скорлупа. Еще через некоторое время цвет скорлупы начнёт меняться. ( Через 3 дня уксус полностью растворит яичную скорлупу, показать на следующем уроке результат). Аккуратно достаньте яйцо и тщательно промойте проточной водопроводной водой.
Урок направлен на исследование новых для детей свойств известного продукта. Учитель показывает, что произойдет при надавливании на поверхность яйца, и как оно будет вести себя при отскакивании от твёрдой поверхности (если в темноте направить на яйцо луч фонарика, то вы увидите, что оно светится). Этот химический опыт мы проводили с варёным яйцом. Этот же эксперимент проводим и с сырым яйцом. Скорлупа станет мягкой и эластичной, яйцо можно будет даже немного сдавить (ударять его об твердую поверхность не рекомендуется).
12 занятие. Подведение итогов.
На последнем занятии мы узнаем у учащихся, какие опыты им понравились больше всего, что нового они узнали для себя. Так же проверяем, какие свойства веществ запомнили обучающиеся. Проверяем домашнее задание(выращивание кристаллов, делаем мини-выставку из работ детей).
Средства фиксации достигнутого результата: лист индивидуальных достижений учащихся. Пример заполнения:
Блок «химическая теория».
тема занятия: 1 2 3 4
Алхимия 1! 1! 1+ 1+
Знаки. 1+ 1+ 2! 2+
Металлы 2+ 3- 1+ 2+
Неметаллы 1+ 1! 2+ 1+
Цифры в первой строке – это номера присвоенные каждому из учеников.
Расшифровка знаков:
«1» - справился со всеми практическими заданиями;
«2» - справился с половиной и более практических заданий;
«3» - справился менее чем с половиной практических заданий;
«!» - принимал активное участие в работе;
«+» - принимал участие в работе при направлении со стороны руководителя;
«-» - пассивен, принимал участие в работе только тогда, когда руководитель напрямую адресовал вопросы и задания.
Схема педагогического действия:
1. Теоретическая часть:
1.1. Вступление (тема, цель, задачи);
1.2. Обоснование актуальности исследования;
1.3. Раскрытие ключевых частей исследования;
2. Практическая часть:
2.1. Практическое задание: Послание из прошлого (расшифровка «послания» с помощью таблицы алхимических знаков XVIII века).
2.2.Практическое задание: делаем «лизуна».
2.3.Опыт «кола с молоком».
2.4. Опыт «искусственная кровь» и/или опыт «несгораемая купюра»
2.2.Обратная связь (последовательно на каждую из представленных практических частей).
3. Подведение итогов представленного педагогического действия.
Распределение функций в команде: коллективная работа.
Содержание проекта «Занимательное путешествие по страницам истории и права»
по номинации «Педагогическое действие»
1. Название команды: МАГУайеры
2. Педагогический результат, который будет демонстрировать команда и краткое описание педагогических действий (что планируется сделать, каковы цели действия, какие общие, предметные и надпредметные составляющие человеческого развития предполагается затронуть, схема действий)
2.1 Педагогический результат, который будет демонстрировать команда -
• Внешний результат - выполнение миссии спасения России в ходе исторической реконструкции (в соответствии с легендой квеста).
• Внутренний результат - образовательные «приращения» участников проекта, вовлеченных в квест: актуализация знаний об отдельных явлениях и логике отечественной истории, формирование общих представлений об эволюции системы права в России и её взаимосвязи с общественной жизнью людей того или иного исторического периода; развитие умений и навыков работы с историческими материалами и способностей логического мышления через анализ предоставленных источников.
2.2 Краткое описание педагогических действий:
- Что планируется сделать? Провести 2-часовой квест с открытым финалом по истории и праву, в соответствии с легендой. Легенда: в районе, где происходит реконструкция, на которую приехали команды, 20 лет назад проходили эксперименты со временем. В результате произошло нарушение континуума и образовалась временная петля, из-за которой История России в 11 эпохах пошла по неверному пути. Команды должны выполнить миссию спасения. К каждой команде прикрепляется гид и наблюдатель.
- Каковы цели действия?
• Цель-вектор - вызвать интерес к изучению истории России посредством использования образовательного квеста.
• Локальные педагогические цели - побудить участников к активной познавательной деятельности в интегративной области истории и права; формировать умение плодотворно работать в команде и самостоятельно искать пути решения поставленной задачи; создать благоприятные условия для возникновения ситуации азарта, направленного на достижение успеха личного и командного в соревновательной атмосфере.
• Игровые цели команд (в соответствии с легендой квеста):
1. Выбраться из разлома и вернуться домой.
2. Разомкнуть петлю, чтобы История пошла истинному пути.
• Схема действий включает: оглашение легенды и миссии команд, инструктаж команд, распределение маршрутных листов, прохождение этапов: «Знакомство с историческими реалиями», «Крестьянская война», «Революция», «Война», «Финальная битва» и др. При прохождении контрольных точек происходит фиксация и отбор/ отсев участников команд.
• Более детальная схема действий размещена в п. 7
3. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован • Заинтересованность участников квеста, их желание компенсировать пробелы в знаниях по истории России и её правовой системе в течение долгого исторического периода по современность.
• Квест ориентирован на обучающихся, освоивших программу средней школы.
4. Средства отбора: те педагогические измерения, которые позволяют отобрать обучаемых, удовлетворяющих перечисленным в п. 3 требованиям • Средством отбора для участия в квесте является экспресс-беседа с участниками.
5. Концептуальные позиции: с точки зрения каких педагогических концепций, теорий, принципов, эмпирических приемов и методов, эвристических соображений и т.п. команда рассматривает свое предстоящее действие (фиксация той системы представлений, которую использует команда и того языка, на котором с ней имеет смысл разговаривать)
Идея разработки связана с организацией историко-правового образовательного квеста с открытым финалом. Игровая ситуация основана на необходимости разрешения проблемы и предполагает выполнение игровых действий в соответствии со сценарием, который имеет нелинейную структуру. Предполагается усиление вариативной составляющей программы учебного предмета «История».
- Источники, вдохновившие команду:
Соловьёв С.М. История России с древнейших времён.
Кремер И.В. Исторические квесты. Программа курса внеурочной деятельности.
6. Средства фиксации достигнутого результата Результаты фиксируются и градуируются с помощью выставления баллов за выполненные задания. Сравниваются межгрупповые балльные итоги, сопоставлением с идеальным результатом. Разработаны уровневые шкалы оценивания.
7. Схема действия :
1. Исходная точка: Инструктаж по квесту. Знакомство с правилами.
2. 1 этап : "Знакомство с историческими реалиями".- Остров спасения
3. 2 этап : " Крестьянская война".- Остров спасения.
4. 3 этап: " Революция.- Остров спасения.
5. 4 этап: "Война"- Остров спасения
6. 5 этап: "Финальная битва".
7. Подведение итогов
8.. Распределение функций - Распределение функций в команде МАГУайеры на этапах разработки проекта было вариативным. Исполнительную часть выполняют Марк Тилькиджи и Сергей Рогушин.
- Распределение функций в командах-участниках квеста: каждая команда осуществляет распределение самостоятельно. При прохождении квеста предусматривается коллегиальное решение команд в различных тактических ситуациях. Во внимание берётся совместная оценка значимости заслуг каждого участника, его вклада в достижение командного успеха.
Содержание проекта «Школярик» по номинации «Педагогическое действие»
1. Название команды - МагияМедиа.
2. Педагогический результат, который будет демонстрировать команда и краткое описание педагогических действий.
2.1 Педагогический результат, который будет демонстрировать команда.
Внешний результат проекта - создание оригинального образовательного продукта (журнала).
Внутренний результат проекта - образовательные «приращения» (по А.В. Хуторскому) участников проекта, вовлеченных в деятельность по экспресс-созданию журнала: общие (выход из «зоны комфорта»); предметные (возможность пробы сил в предметных областях «Журналистика», «Филология»); надпредметные (освоение участниками предложенных авторами проекта обобщенных способов действий при выполнении функций в пресс-центре, в том числе - коммуникации и интеракции).
2.2 Краткое описание педагогических действий:
- Что планируется сделать? Организовать и координировать работу пресс-центра.
- Каковы цели действия? Предвосхищаемая цель - создание силами участников Олимпиады экспресс-журнала «КПО(У)-VIII глазами команд и экспертов».
- Схема действий предусматривает линейную и нелинейную структуру. В обобщенном виде схема включает: изучение запроса аудитории, оргмомент, инструктаж, выполнение «Круговой работы» (коммуникацию, интеракцию), экспресс-диагностику промежуточных результатов на «контрольных точках», представление готового продукта, рефлексию и др.
3. Условия, которым должны удовлетворять обучаемые, для того, чтобы результат мог быть продемонстрирован: владение устным и письменным русским языком; наличие хотя бы у одного участника команды телефона с возможностью фото и выхода в интернет и имеющего аккаунт ВКонтакте. Возраст, пол, уровень подготовки не важны.
4. Средства отбора: опрос потенциальных участников, добавление в группу ВКонтакте.
5. Концептуальные позиции. Перспективным и малоизученным педагогическим объектом является проектирование образовательных периодических изданий как коллективных творческих образовательных продуктов, направленных на удовлетворение актуальных запросов и самореализацию обучающихся, на приобщение их к медиакультуре. Проблема данного проекта состоит в поиске ответа на вопрос: какова схема действий педагога по проектированию работы образовательного пресс-центра и привлечению обучающихся к созданию периодического издания? Объектом выступает технология проектирования периодического журнала во внеучебной деятельности, предметом - схема педагогических действий по привлечению обучающихся к созданию периодического издания.
Рабочая гипотеза заключается в предположениях о том, что:
- схема педагогических действий включает 4 циклически повторяющихся этапа: концептуальный, организационно-обучающий, этап круговой работы, этап распространения и рефлексии (см. пункт 7);
- методами вовлечения обучающихся и педагогов в данную деятельность являются коллективные и индивидуальные мастер-классы, популяризация образовательного периодического издания, поддержка со стороны педагогов и др.
Методами решения исследовательских задач выступили: сравнительно-сопоставительный анализ более 130 детских изданий XIX - начала XXI вв.; анкетирование целевой аудитории, эксперимент по апробации и корректировке схемы педагогических действий; педагогическое проектирование, методы количественной и качественной обработки данных в соответствии с критериями результативности.
В пилотном эксперименте приняли участие 53 обучающихся параллели 6-х классов. В созидательно-преобразующий эксперимент было вовлечено 500 человек, включая школьников 6-9 классов, было издано 15 школьных журналов «Школярик». За период исследования целевая аудитория увеличилась на 90 %, состав пресс - центра - на 59 %, тираж издания - на 60 %. Так же интересны данные о том, что в начале исследования 70 % обучающихся не знали других детских журналов, кроме «Школярика»; сейчас этот показатель уменьшился до 50 %. Практические рекомендации, результаты и методы работы могут представлять интерес для педагогов, желающих создать печатное издание и открыть в образовательной организации пресс-центр или медиахолдинг, а также для организаторов внеучебной работы, руководителей ресурсных центров и др.
При работе над проектом были использованы источники:
1. Подборнова Г.И. Проект создания школьной газеты // Русский язык в школе и дома. 2013. № 9. С. 21-24.
2. Садкова Т.А. Феномен школьных СМИ в современной культуре/ Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-shkolnyh-smi-v-sovremennoy-kulture
3. Якунина М.Л. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в предметной области «Филология»: кружок «Юный журналист» // Русский язык в школе. 2013. № 12. С. 31-38.
6. Средства фиксации достигнутого результата.
С применением механизмов регистрации и ранжирования в конце исполнительской части фиксируются следующие критерии достижения внешнего результата проекта:
- Количественные критерии: увеличение целевой аудитории и количества членов пресс-центра, тираж журнала, объем печатных версий журнала, количество скачиваний электронных версий журнала и др.
- Качественные критерии: внедрение аналитики, появление конкурсного отбора материалов и повышение их оригинальности, оперативность реагирования журнала на события, происходящие в образовательной среде, профессиональный рост и сохранение преемственности в обучении членов пресс-центра и др.
Внутренний результат фиксируется в итоговой рефлексии.
7. Схема педагогического действия, к сожалению, не отражается на портале в виде картинки.
Схема предусматривает как линейную, так и нелинейную структуру и включает:
1. изучение запроса аудитории,
2. оргмомент, инструктаж,
3. выполнение «Круговой работы» (коммуникация, интеракция),
4. экспресс-диагностику промежуточных результатов на «контрольных точках»,
5. представление итогового продукта, рефлексию.
8. Распределение функций в команде «МедиаМагия»: на всех этапах работы над проектом функции распределены поровну между Дари Згазинской и Анной Бадюк.