Власть и общество в истории

Взаимоотношения власти и общества в историческом аспекте

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

Взаимоотношения власти и общества в историческом аспекте

Главная

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНСКОГО ПЕРИОДА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНСКОГО ПЕРИОДА

Анастасия Вячеславовна Дмитриева
В статье рассматривается формирование особого типа личностной структуры - «тоталитарной личности» в период сталинизма. Идеализированные революционные образы моделируют реальность и программируют деятельность человека. Внутренним фактором становления «тоталитарной личности» становится конформистская установка человеческого сознания. Кампании по «чистке» аппарата и политические репрессии обостряли и без того напряженную социальную атмосферу, «взращивая», чувства подозрительности, недоверия, страха, закрепляя в поведении людей индивидуальные тактики выживания. Конформизм становится одним из наиболее распространенных механизмов «защиты». В рамках данной работы были исследованы наглядные материалы, визуализирующие человека эпохи: коллекции фотографий; портреты выпускников школ и институтов, наглядно отражающие эмоциональный настрой людей того времени.


Более 20 лет независимости государств СНГ воспитали новое поколение молодежи. Но каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свои неповторимые особенности и в тоже время неразрывные связи с прошлым и будущим. Студенчество, обучающееся психологии в новых экономических и социальных условиях, обращается к историческому прошлому и исследует психологический портрет личности эпохи сталинизма. Каковы характерологические особенности человека, его взаимоотношений с властью, мотивационная, эмоциональная структура личности того периода?
С середины 1980-х гг. в многочисленных дискуссиях и обсуждениях начался интенсивный процесс осмысления природы советской власти, принципов и механизмов взаимодействия властных структур и общества как двух сторон единой системы.[2,338-340; 3,215-217] По вопросу о доминантных моделях поведения советского человека накоплена значительная литература. Монография С.В.Ярова [10] раскрывает основные этапы становления общественного конформизма в Советской России. Вопросы мотивации и стимулирования трудовой активности населения отражены в работах участников международного научного проекта «Мотивация труда в России. 1861-2000: вознаграждение, побуждение, принуждение» [1; 5,8]. В статье Л.Гозмана и А.Эткинда [2, 343-346] рассматривается структура тоталитарного сознания.
Кроме литературных источников в рамках данной работы были исследованы наглядные материалы, визуализирующие человека эпохи (коллекции сюжетных фотографий; портреты выпускников школ и институтов), наглядно отражающие эмоциональный настрой людей того времени, воспоминания современников событий, печатная продукция агитационного содержания - плакаты.
Специфика источников личного происхождения заключается в том, что они не только описывают реальные ситуации, но и содержат авторское восприятие, субъективную оценку событий, которая во многом обусловлена социальным статусом, уровнем образования, культурно-психологическими особенностями автора источника, а также временем публикации источника, влиянием на его содержание политической конъюнктуры, цензуры или отсутствия таковой.
Общеизвестно, что в период сталинизма периодически осуществлялись «чистки партии», обмен партийных документов, а позднее - и репрессии, направленные на:
- подавление любых оппозиционных настроений,
- обеспечение безусловной власти центрального партийно-государственного руководства;
- «очищение» партийного и советского аппарата от тех функционеров, которые проявляли излишнюю самостоятельность;
- снятие социального напряжения путем наказания «стрелочников», которые представлялись как виновники негативных явлений в жизни общества.
В реальной практике политические кампании в виде чисток и репрессий имели наиболее фрустрирующее влияние на человека того периода.[6,82-87.] Анализ комплекса литературных источников позволяет прийти к выводу, что на деле эти политические кампании выступали удобным рычагом удаления неблагонадежных и самостоятельно мыслящих лиц, способом сведения личных счетов или продвижения по карьерной лестнице за счет «низвержения» конкурентов.
Реализация кампаний по чистке партийного и советского аппарата, с одной стороны, удовлетворяла потребность в «социальной справедливости», что было характерно для советского общества, с другой стороны, обостряла и без того напряженную социальную атмосферу, «взращивая», чувства общей подозрительности, недоверия, страха, закрепляя в поведении людей индивидуальные тактики выживания.
Политико-идеологическое руководство людьми осуществлялось даже в такой сугубо личной сфере, как, например, чтение книг. Журнал «Библиотекарь» в 1950 г. рекомендовал использовать опыт библиотеки им. И..З. Сурикова Коминтерновского района Москвы - чтение по определенному плану: «Новое в науке о происхождении и развитии жизни на Земле», «Каким должен быть советский человек». «Героическая борьба коммунистов зарубежных стран против разбойничьего империализма», «В защиту мира!» и др.[11]
Идеальный читатель проходит все стадии идейного роста - от несознательности к сознательности, — его подстерегают опасности («развлекательная литература», козни «буржуазных империалистов»), его воспитывают («руководство чтением», «плановое чтение», «библиотечное дело - забота партии»), и, наконец, он попадает в мир прекрасного - «Каким должен быть советский человек»
Исследователи, обращаясь к различным вариантам типологизации личности, выявляют существование особого типа личностной структуры. «Анализируя элементы этой личностной структуры, мы обнаружили безусловное различие между ними и составляющими «нормальной», «здоровой» личности, - отмечает М.В. Егунева. - Факт гипертрофии или наоборот отсутствия и отрицания некоторых из них позволил нам говорить о существовании целостности, особого типа личности, названного нами «тоталитарной личностью» [4, 6].
Рассматривая причины возникновения данного феномена, авторы обратились к понятию человеческой природы и ее сущности. Личность тоталитарного типа складывается и функционирует в особом мире, в особой ментальной, идеализированной реальности. Погружение в идеологизированное пространство приводит к перестройке восприятия человека, который под воздействием долгосрочных, эстетически и этически однородных блоков информации перестраивается на особый виртуальный режим, в котором одинаковым статусом начинают обладать принципиально разные явления. Идеализированные, часто революционные, образы моделируют реальность и программируют деятельность человека, задавая социальное пространство и социальное время и выступая в качестве одного из важнейших инструментов формирования системы ценностей, стереотипов поведения и самой идентификации личности.
Именно в рамках данной системы и появляется психологическое новообразование - тоталитарная личность. Ее характеристики определяются особенностями той культуры, в рамках которой она функционирует. Необходимым же внутренним фактором ее становления становится конформистская установка человеческого сознания, воспринимаемая и постулируемая чаще всего как толерантность и политкорректность.
Автоматизирующий конформизм становится одним из наиболее распространенных механизмов «защиты», точнее «бегства» от подлинной индивидуальности. Необходимо различать внешнюю конформность и внутренний, структурный конформизм. Пагубным, разрушительным воздействием на человеческую личность отличается второй тип конформизма, постулирующий необходимость внутреннего приятия и полного усвоения заданного типа личности, разрушение границ индивидуального и внешнего миров, слияние с внеличностными структурами.
Подтверждением и иллюстрацией подобного типа личности являются и фотографии - семейные, выпускников школ и институтов второй половины 30-х г.г. Нами было исследовано более 50 фотографий из личных архивов.
Мы провели опрос 20 студентов-психологов первого-третьего курсов о том, как они воспринимают людей, изображенных на фотографиях. Описания 90 % респондентов по предъявленным критериям оценки личности по фотографиям совпадают и выглядят следующим образом: «неживые лица, глаза слишком серьезные и взгляд настороженный».

http://s51.radikal.ru/i134/1303/22/c81191f3d369.jpg
Фото из личных архивов (публикуется впервые)

Т.е. общим для всех исследованных фотографий является тревожное эмоциональное состояние, настороженность, напряженность мимических мышц лица, серьезность, состояние ожидания или выжидания чего-то угрожающего.


http://s017.radikal.ru/i432/1303/86/4120c341abbf.jpg
Фото из личных архивов (публикуется впервые)


Конформистские устремления человеческого Я становятся основной предпосылкой становления «тоталитарной личности». Социально-экономические кризисы резко усиливают бедствия и недовольство населения, ускоряют созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок - появление значительных по численности социальных слоев, непосредственно поддерживающих тоталитаризм. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы - промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию. Маргиналы выделяются такими психологическими качествами, как беспокойство, агрессивность, честолюбие, по¬вышенная чувствительность, стесненность, эгоцентричность.
Насколько актуально это сегодня? В современном обществе еще не до конца осмыслено явление толерантности, границы ее проявления. Толерантность - необходимо востребованное качество современной личности. Но нередко толерантность сводится к общей терпимости, взаимопониманию и позитивному взаимодействию, выстроенному на принципиальной первичности позиции «не-Я». Однако как готовность и стремление понять и принять Другого, тип его мироотношения и мировоззрения, толерантность имеет и второй аспект: неготовность или нежелание отстаивать собственное мнение, мироотношение. Установка на толерантность ослабляет критическое отношение к реальности. Толерантность, рассматриваемая как развитие идентичности на основе постоянной коммуникации с другими, можно обозначить как социальную адаптацию, предполагающую процесс полного или частичного нивелирования собственных вкусов, суждений, принципов. И в этом смысле толерантность и конформзм обнаруживают некоторую общность.
Э. Фромм писал: «…вместо подчинения открытой власти человек создал в себе внутреннюю власть - совесть или долг,- которая управляет им так эффективно, как никогда не смогла бы ни одна внешняя власть. Таким образом, социальный характер интериоризирует внешнюю необходимость и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы. …Страх перед изоляцией и относительная слабость моральных принципов значительной части населения помогают любой партии завоевать его лояльность, стоит лишь этой партии захватить государственную власть [9, 57,86] Приобщаясь к всемогущей власти, человек преодолевает одиночество и получает социальную защиту.
С помощью социальной демагогии тоталитарные движения могут использовать в своих целях недовольство различных слоев. Так, в России большевики использовали для прихода к власти требования земли и мира. В Германии социальной опорой национал-социалистического тоталитаризма стал новый «промежуточный класс» - многочисленные конторские служащие, машинистки, учителя, торговцы, мелкие чиновники, положение которых значительно ухудшилось по сравнению с положением промышленных рабочих, защищенных сильными профсоюзами и законами.
Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм - это «реакция» общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях новой социальной и национальной идентичности порождают стремление к сильной централизованной власти, устанавливающей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых острых и неотложных социальных проблем. Нарастание элементов организованности, управляемости в общественной жизни, успехи в развитии техники, науки и образования порождали иллюзии возможности перехода к рационально организованной и тотально управляемой форме жизни в масштабах всего общества. Ядром, стержнем этой тоталитарной организации могла быть только всесильная и всепроникающая государственная власть.
Лидер режима является, как правило, харизматической личностью. Условный характер харизматических отношений не осознается их участниками: лидер верит в свое призвание, последователи верят в лидера, его поддержка рассматривается как священный долг, а всякое сомнение в его харизме - как святотатство.
Личность утрачивает всякую автономию и права, становится полностью беззащитной перед всесильной властью, попадает под ее тотальный контроль. Делается попытка сформировать «нового человека», определяющими чертами которого являются беззаветная преданность идеологии и вождям, исполнительность, скромность в потреблении, энтузиазм, готовность на любые жертвы ради «общего дела». Власть и народ едины, но не потому, что их интересы совпадают. В тоталитарном сознании власть и народ мыслятся как целое. При абсолютной отрешенности людей от власти она поддерживает их искреннюю веру в то, что вождь в каждом своем действии выражает их интересы, чувствуя их глубже и мудрее, чем могут они сами.
Результатом такого воздействия явилось формирование конформного типа личности сталинского периода, находившегося в ситуации тотального контроля сознания, мышления, эмоций, информации, поступавшей к человеку, манипуляции сознанием, поведением людей.

Литература:
1. Ван дер Линден М. Мотивация труда в российской промышленности: некоторые предварительные суждения // Социальная история. Ежегодник. М., 2000.
2. Гозман Л., Эткинд А. Культ власти. Структура тоталитарного сознания// Осмыслить культ Сталина. М., 1989. – С. 337-371.
3. Голубев А.В. Феномен сталинизма в контексте мирового исторического процесса. Международный семинар в Новосибирске. // Отечественная история. 1993. №5.
4. Егунева М.В. Онтологические аспекты тоталитарной личности. Автореферат диссертации, к.ф.н., Оренбург, 2010, 22 стр.
5. Журавлев С.В., Мухин М.Ю. «Крепость социализма»: повседневность и мотивация труда на советском предприятии, 1928 - 1938 гг. М., 2004.
6. Ильиных И.В. Ритуалы «политического послушания»: чистки советского аппарата на рубеже 1920-30-х гг.//Роль исторического образования в формировании сознания общества: XI международные историко-педагогические чтения: сб. науч.ст.-Екатеринбург, 2007.
7. Рожков А.Ю. В кругу сверстников. Жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х гг. В 2-х т. Краснодар, 2002.
8. Тяжельникова В.С., Соколов А.К. Отношение к труду: факторы изменения и консервациитрудовой этики рабочих в советский период // Социальная история. Ежегодник. М., 2004.
9. Фромм Э. Бегство от свободы. М: 1998.
10. Яров С.В. Конформизм в Советской России: Петроград 1917-1920-х годов. СПб., 2006.
11. http://www.cbs3sao.ru