Власть и общество в истории

Взаимоотношения власти и общества в историческом аспекте

Город
Москва, Россия
Место
МГУ
Регистрация
Регистрация закрыта

Взаимоотношения власти и общества в историческом аспекте

Главная

Средства политической борьбы в Древней Греции.

Средства политической борьбы в Древней Греции.

Анна Михайловна Павлова
Античная Греция поражает современный мир своими достижениями во многих сферах науки, культуры и общественных отношений. Именно она подарила миру такой политический строй, как демократия. Древнегреческая демократия представляет собой прямое народовластие, которое, тем не менее, включало в себя некоторые элементы аристократизма. Наиболее наглядно это можно увидеть, если рассмотреть политическую конкуренцию, существовавшую в полисе. Самым подходящим для рассмотрения периодом является "период расцвета" - в этот период демократия была наиболее развита. А так как одним из ключевых принципов демократии является состязательность, то и конкуренция за власть в этот период была наиболее яркой и острой. Она выражалась в столкновении двух политических течений, противостоящих друг другу, - аристократического и демократического. Эта борьба хорошо видна на примерах правления череды стратегов, которые были приверженцами одного или другого течения. Примечательно то, что представители обоих течений были аристократы, так как, по мнению народа, именно им было удобнее всего заниматься делами государства. С развитием демократии аристократы не потеряли свое влияние: к их мнению прислушивались, они продолжали занимать ведущие должности в полисе. Это было во многом связано с тем, что аристократия была более образованной и имела досуг для занятия государственной деятельностью. Аристократы, как правило, были богаты, что подразумевало бескорыстную службу.
Тем не менее, политический строй накладывал некоторую корректировку на политическую борьбу. Ее приходилось вести в условиях уже утвердившегося демократического строя, и успеха можно было добиться лишь при поддержке суверенного демоса. А в период расцвета античной Греции равное участие всех граждан в осуществлении власти было одним из главных и священных прав. Таким образом, претензия на лидерство могла реализоваться только при декларации служения интересам демоса. Так, правитель Клисфен в период политической борьбы с Исагором, предлагая программу демократических реформ, прежде всего, апеллировал к демосу. Предложенные им преобразования должны были отразиться на судьбе каждого гражданина, что обеспечило ему народную поддержку. Как пишет Аристотель: "После низвержения тирании началась распря между Исагором, сыном Тисандра, другом тиранов, и Клисфеном, происходившим из рода Алкмеонидов. Побеждаемый гетериями, Клисфен привлек на свою сторону народ, обещая предоставить народной массе политические права".[1] Подобная политика была широко распространена. Так, политические противники Кимона, выдвинув лозунг увеличения роли демоса в управлении государством, набрали силу и, в конечном счете, смогли одержать верх над этим лидером.
Другой представитель борьбы за власть Фукидид создал мощный аристократический союз, сплоченный едиными организационными принципами, который целенаправленно действовал в качестве оппозиции Периклу. Эта стратегия могла быть вполне успешной, если бы Фукидид демонстративно не выступил в качестве защитника отдельно взятой социальной группы – аристократии, причем группы слабеющей, уходящей в прошлое. Если же рассматривать политическую деятельность Перикла с точки зрения социальной лояльности, то одной из причин его популярности, которая позволила ему на протяжении многих лет единолично управлять афинской политикой, было то, что он проводил широкие социальные программы, в интересах различных слоев общества.
Но социальная политика была не единственной стратегией, обеспечивающей победу. Не менее важным для политической борьбы в Древней Греции был ценз гражданства. Так, гражданином считался только тот, кто был рожден на территории полиса, либо же получил это право от Народного собрания, что было крайне сложно. Одним из важнейших критериев оценки человека в Афинах, да и во всей Греции, было происхождение. В Афинах большое значение придавалось родословным аристократов, поэтому многие из них стремились к созданию безупречной генеалогии, что выражалось порой в откровенных фальсификациях, не говоря уже о родословных от различных богов. Безупречная, а лучше - божественная, родословная считалась в глазах народа признаком исключительности, а члены рода - заслуживающими престижа и уважения. Отсюда вытекает средство политической борьбы, когда того или иного политического деятеля обвиняли в иноземном происхождении, что было равноценно измене, а средство наказания избиралось – изгнание. Была даже выработана определенная процедура - докимасия – проверка человека, претендующего на занятие той или иной государственной должности, на наличие полных гражданских прав. Часто такие процессы были заказными, их инициировали политические конкуренты.
Таким образом, помимо привилегированных функций, гражданство играло огромную роль в политической борьбе. С помощью него можно было, как контролировать приход новых игроков, так и вызывать уход неугодных с политической арены. Это могло осуществляться как прямым обвинением претендента в фиктивности родословной, так и путем профилактического отсечения возможности прихода к власти. Наиболее известным примером второго варианта развития событий является закон Перикла о гражданстве. Согласно этому закону, полноправными афинскими гражданами стали считаться лишь те, кто мог подтвердить свое происхождение, как по отцовской, так и по материнской линии. Чтобы верно оценить последствия данного закона, следует иметь ввиду, что многие аристократы имели обычай вступать в брак с женщинами из других государств, что становилось источником их престижа и влияния. Таким образом, данный закон исключал возможность для аристократов поддерживать родственные связи со знатью других греческих и не греческих государств. Подобные родственные связи были опасны для конкурентов, так как давали возможность материальной и политической поддержки, что и понимал Перикл. Справедливости ради, отметим, что наличие таких связей, действительно, представляет для государства опасность навязывания политики извне.
Наряду с проведением социальных реформ, использовалось и другое классическое средство завоевания "электората" - риторика. Риторика - это, прежде всего, связь с демосом, и этим искусством должен был владеть каждый правитель. Аристотель, например, в своей книге "Риторика" так определял эту науку: "Определим риторику, как возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. … не легко убеждать некоторых людей на основании знаний, потому что [оценить] речь, основанную на знании, есть дело образования, а здесь [перед толпой] она - невозможная вещь. Здесь мы непременно должны вести доказательства и рассуждения общедоступным путем."[2] Именно в результате попыток заручится поддержкой народа, риторика становится главенствующим средством любой деятельности античных политиков.
Политическое образование, мастерство публичных выступлений, искусство владения словом – все это постепенно приобретает огромную значимость в общественно-политической жизни полиса - "сила слова начинает преобладать над другими орудиями власти".[3] Слово становится главным политическим инструментом. Оно представляет собой средство управления и господства над другими. Политическое искусство, таким образом, состоит в умение владеть речью. И чем эта речь ближе к народу, тем она эффективнее.
Диалектический тезис "в споре рождается истина" стал универсальным принципом в решение любых проблем. Так, во многих древних источниках Перикл представляется надменным по отношению к народу, но одновременно он пользовался огромным почетом у него. Во многом это было связано с его даром красноречия: "Он был прозван "Олимпийцем". Это прозвище было дано ему главным образом за его дар слова: как они говорят, он гремел и метал молнии, когда говорил перед народом, и носил страшный перун на языке".[4] О важном значении слова мы можем говорить уже исходя из того, что многие политические деятели предпочитали его всему остальному: "Хотя происхождение, богатство, выказываемое в битвах мужество, поддержка многочисленных друзей и родственников открывала ему доступ к государственным делам, Алкивиад предпочитал, чтобы влияние в народе основывалось, прежде всего, на присущем ему даре слова".[5] Алкивиад блестяще владел искусством спора, да и в целом обладал даром красноречия, что давало ему конкурентное преимущество в условиях афинской демократии, когда все вопросы государственной жизни решались путем открытого обсуждения и дискуссии.
Немаловажной в древнегреческой политике является роль не только непосредственных стратегов и архонтов в качестве ораторов, но также и специально нанятых людей, которые должны были прославлять честь того или иного человека, то есть создавать ему нужную репутацию и привлекать на его сторону народ. Многие из правителей пытались привлечь на свою службу различных известных ораторов. Пирр, например, стяжал себе славу с помощью такого оратора, как Киней.
Но ораторы не только завоевывали голоса народа, они ставили перед собой и более долгосрочные цели. Одной из таких целей было создание определенного образа политического деятеля в глазах народа, или попросту – создание имиджа. "Создание имиджа" было одной из главных составляющих политической борьбы в Древней Греции. И для достижения этой цели не всегда нанимались известные ораторы. Некоторые пытались играть не на качестве, а на количестве, и поэтому использовали обычных людей, которые за деньги были готовы восхвалять политического деятеля. Также как и в современном политическом процессе, в Древней Греции, создаваемому положительному образу существовало противопоставление, которое выражалось в деятельности так называемых "анти-агитаторов". В данном случае, приставка "анти" употребляется по отношению к тому, кто был объектом негативной информации, которая распространялась с помощью подобных агитаторов. В такой деятельности были заинтересованы прямые конкуренты претендента на политическую власть. Причем создание как позитивного, так и негативного образа, не всегда опиралось на факты. Основной задачей было любой ценой скомпрометировать противника. Чаще всего, порочились действительные или мнимые факты его жизни, особенности его характера, и тому подобное.
Для того, чтобы добиться успехов в политической борьбе, важно, как мы уже заметили, добиться поддержки со стороны народа. Но при этом острая конкурентная борьба требует мобилизации всех ресурсов. Одним из ресурсов является покровительства общественных институтов, имеющих силу и влияние. Одним из таких институтов, в рассматриваемый нами период, являлась религия. Или, более конкретно, большое влияние на народ имели жрецы. Две тысячи лет назад религия затрагивала все сферы жизни людей, а игнорирование ее культов было преступлением. Не удивительно, что религиозный аспект в политической борьбе занимал далеко не последнее место. В данном контексте будет уместен пример того, как простая провокация в этой области может привести к полному устранению конкурента. Так во время одного из празднеств в Афинах за одну ночь были изуродованы лица почти у всех изображений Гермеса. Этим воспользовались политические соперники Алкивиада, который на тот момент стоял у власти, и обвинили его в том, что он "и его друзья уродовали другие статуи богов, а кроме того, подражали на своих попойках тайным священнодействиям".[6] В результате этого инцидента Алкивиад был приговорен к смерти, но успел бежать из страны.
Политическим деятелям и должностным лицам для отстаивания своего мнения в дебатах нередко приходилось обращаться за поддержкой к влиятельному святилищу, оракулам, ссылаться на волю богов и предзнаменования. Их "благоприятные предсказания" пропагандировались в наиболее удачные для того моменты. Часто не просто цитировались отдельные предсказания, но и устраивались целые "театральные постановки". Одно из таких представлений и пытался организовать Лисандр, дабы убедить граждан сделать его царем Спарты. Главным средством данной провокации было сочинение ложных оракулов и предсказаний Пифии. Суть заключалась в следующем: "В Понте жила женщина, утверждавшая, что она беременна от Аполлона… Взявши это событие за основу, Лисандр с помощью многочисленных и влиятельных помощников соткал и сплел на ней все остальное. Не возбуждая никаких подозрений, они добились полного доверия к толкам о рождении мальчика, а затем стали распространять в Спарте рассказ, привезенный ими из Дельф, будто там, в тайных записях, хранимых жрецами, есть очень древние предсказания, взять и прочесть которые не дозволено никому, кроме сына Аполлона, который однажды придет, предъявит хранителям ясное доказательство своего происхождения и заберет таблички с предсказаниями. После того как эти приготовления были завершены, этот мальчик должен был явиться в Дельфы и в качестве Аполлонова сына потребовать эти предсказания, а жрецы соучастники, тщательно расследовав обстоятельства его рождения и, в конце концов, убедившись в справедливости его слов, показать ему как сыну Аполлона эти записи. Он должен был прочесть их перед множеством собравшихся и, среди прочих предсказаний, огласить оракул о царской власти — тот, ради которого было придумано все остальное, — а именно, что спартанцам значительно целесообразнее выбирать царя из числа лучших граждан".[7] Лисандр понимал, что речь в его пользу не принесет пользы, "если прежде, чем ознакомить граждан с его соображениями, не потрясти их суеверным ужасом перед богами и не подготовить их, таким образом, к восприятию этой речи".[8]
Другой немаловажной частью религиозного культа были мифы, и они также играли немаловажную роль в борьбе за власть. Характерным примером является использование Кимоном мифологии Тесея, который постепенно становился национальным героем Афин. В частности, Кимон организовал торжественное перенесение "останков Тесея" в Афины. Данное мероприятие было многопланово по своей сути – Кимон как бы отожествлял себя с древним героем, подчеркивал черты сходства между собой и ним.
Гадания и другие средства общения с божеством нередко становились предметом воздействия с целью получения нужного результата. Вольное толкование предсказания оракула не являлось редким случаем. Все это было возможным уже потому, что благополучие полиса зависело не только от разума и действий граждан, в нем проживающих, но и во многом от воли богов и самой богини Судьбы и Случая. Так, как пишет Плутарх, Пирр завоёвывал другие народы с помощью жертв их богам, что расценивалось ими как дар уважения. Таким образом, как мы видим, религия выполняет во многом не столько духовную роль, сколько социально-политическую.
Стоит отметить, что в политической борьбе были и куда более привычные для нас средства, такие как, например, подкуп. Перикл в борьбе со славою Кимона старался приобрести расположение народа; он уступал Кимону в богатстве и денежных средствах, которыми тот привлекал к себе бедных. "Кимон приглашал каждый день нуждающихся граждан обедать, одевал престарелых, снял загородки со своих усадеб, чтобы, кто захочет, пользовался их плодами. Перикл, чувствуя себя побежденным такими демагогическими приемами, по совету Дамонида из Эй, обратился к разделу общественных денег, как свидетельствует Аристотель. Раздачею денег на зрелища, платою вознаграждения за исполнение судейских и других обязанностей и разными вспомоществованиями Перикл подкупил народную массу и стал пользоваться ею для борьбы с Ареопагом, членом которого он не был, так как ему не выпал жребий быть ни архонтом, ни царем, ни полемархом, ни фесмофетом".[9] Для завоевания славы и престижа Алкивиад не останавливался ни перед какими денежными тратами и неоднократно принимал на себя разного рода литургии, чтоб нравится народу. Подобной тактики придерживался и Никий, который не мог соперничать с Клеоном в его легкомысленных и пошлых выходках, которые так нравились народу, "зато он принимал на себя хорегии, гимнасиархии и другие затраты, всех своих предшественников и современников затмевая щедростью и тонким вкусом и тем склоняя на свою сторону народ". [10]
Но одним из наиболее влиятельных средств политической борьбы является остракизм, то есть изгнание гражданина из полиса. Закон об остракизме был принят в ходе ряда реформ, проведенных Клисфеном. Интересно уже то, что он был принят во время непосредственной политической борьбы Клисфена и Исагором.
Изначально, идея остракизма зародилась еще период архаики и там это являлось средством взаимного контроля аристократической верхушки друг над другом. После принятия закона Клисфена об остракизме данная процедура становится уже прерогативой народного собрания. Таким образом, главным итогом реформ Клисфена было то, что теперь любая политическая активность аристократии находилась под контролем со стороны демоса. То есть остракизм стал некоторой защитой в борьбе с опасным возрождением тирании, так как с помощью данной процедуры демос мог изгонять тех, кто, по его мнению, начал иметь слишком большое влияние или просто осуществлял неугодную народу политику. Примером может послужить остракизм по отношению к Фемистоклу, который был применен главным образом для того, чтобы уничтожить его авторитет и выдающееся положение.
В дальнейшем остракизм начинает менять свое значение. Из института по защите государственного устройства от тирании он превращается в орудие борьбы за власть представителей аристократической элиты. Он выступает средством избавления от наиболее серьезных политических конкурентов путем удаления их из полиса.
Часто результаты остракизма были непредсказуемы. Возможны были различные способы влияния на эту процедуру, как то: богатство, престиж, социальная поддержка, поддержка со стороны лучших ораторов и многое другое. Сила остракизма хорошо показана на примере политической борьбы между Фемистоклом и Аристидом. Аристид, прозванный "справедливым", за что его особо любили афиняне, позже потерпел наказание за это. Главным образом это произошло потому, что Фемистокл распространил слухи о том, "будто Аристид, разбирая и решая все дела сам, упразднил суда и незаметно для граждан сделался единовластным правителем".[11] Все это привело к остракизму Аристида.
Пример с Аристидом является не единичным в политической жизни Фемистокла. Если говорить в целом о его политике, то остракизм там занимает одно из ведущих мест. Он искусно использовал данное политическое орудие против многих своих соперников. "Пользуясь своей популярностью в среде демоса, он уверенно добивался применение остракизма то к одним, то к другим из конкурентов. В течение нескольких лет из Афин были изгнаны многие представители аристократической элиты: Гиппарх, Мегакл, Ксантипп, Аристид".[12]
Другим последствием остракизма могло быть отстранение лидера, ранее пользовавшегося безусловным авторитетом. Для примера этого вида остракизма наиболее характерен случай с Кимоном. Кимон был неудобен Периклу, так как имел огромную власть у народа и добился этой поддержки за счет раздачи денег и другой благотворительности. Его же методами и воспользовался Перикл для того, чтобы отстранить Кимона от власти. Перикл, вводя мистофорию (оплату службы должностных лиц) и "театральные деньги", пытался одолеть Ареопаг. В итоге он этого добился, что привело к остракизму Кимона.
Большое значение имел тот факт, что между принятием предварительного решения о назначении остракизма и днем, в который он непосредственно проходил, всегда имелся определенный временной период. Он использовался не столько для подготовки остракизма с технической стороны, сколько для подготовки политиков к остракизму, как состязательному политическому процессу. За этот период, как правило, соперники пытались сформировать общественное мнение. "Главным в "избирательной кампании" перед остракизмом была активная пропаганда, направленная как на собственную апологию, так и, в первую очередь, на дискредитацию соперников, выливавшаяся в выдвижение громких обвинений".[13] В данном случае важным средством таких "избирательных кампаний" было, уже упомянутое нами ранее, ораторское искусство, а также театральные постановки.
Часто в период подготовки к остракизму в городах проходил ряд празднеств дионисийского цикла, которые как раз наилучшим образом использовались для пропагандистских выпадов. "Как комедии, так и различные песнопения активно использовались для политической пропаганды. Запущенные комедиографами с подмостков персональные инвективы, словесные шаржи конкретных граждан затем широко распространялись в полисной среде и могли серьезно влиять на индивидуальные позиции афинян".[14]
Следует отметить еще один аспект политической борьбы. Политическая борьба всегда подразумевает соперника, но не всегда этот соперник существует. Так, многие политики создавали и продолжают создавать некоторый "образ врага", благодаря которому они пытаются сплотить вокруг себя народ. Эта идея сама по себе не нова, она использовалась уже в рассматриваемый нами период и была крайне популярна в определенные периоды. Ее использовали не потому, что не хватало настоящих соперников, а потому, что именно в данном образе тот или иной политик пытался показать опасность, которая, по его мнению, угрожает обществу. Нередко в этот образ - образ врага - вкладывался и особый подтекст, то есть определенные особенности, которые были свойственны существующим политическим соперникам. Таким образом, можно было не только представить свою политику в выгодном свете, но и избавиться от настоящих конкурентов, которые имели общие характеристики с "образом врага". Отсюда, создание "образа врага" похоже на процедуру остракизма, так как и тот и другой метод приводят к одному результату, а именно - к полному устранению политического противника.
На протяжении классической античной эпохи древнегреческие политики создали несколько характерных типов "образа врага". Среди них, в период греко-персидских войн наиболее распространенным образом был образ "предателя", который, исходя из сложившегося исторического контекста, был тесно связан с образом "друг тиранов". Это играло огромную роль в политике уже потому, что в период расцвета демократии управлять людьми было проще, опираясь на их страх и ненависть, то есть боязнь потерять то общественное устройство, которого они так долго добивались. Именно поэтому одно из первых мест в пропаганде против своих соперников занимало обвинение их в антидемократической деятельности. Впервые данный образ, "друг тиранов", был применен к Исагору, который был противником демократических реформ Клисфена.
Помимо данного образа встречались и такие как образ "оскверненного", "безбожника", который также часто применялся в политической борьбе различными группами.
Основой любой политической манипуляции является представление в глазах сограждан какого-либо политика, как чрезмерно опасного для общества. Отсюда, нередким является представление того или иного политического деятеля как "варвара" или использование другого унизительного определения. Этот метод часто применялся в комедиях.
Вывод. Я попыталась на этих, далеко не исчерпывающихся примерах, еще раз показать тот высокий уровень развития, который был характерен для античного греческого периода. Мы смело можем говорить о значительном размахе пропагандистских мероприятий в древнегреческой политической жизни и об их эффективности. Таким образом, проанализировав средства влияния той или иной власти, древнегреческой или современной, на народные массы с целью продвижения своих идей, мы может однозначно сказать то, что основным рычагом данного влияния является популизм. И этот популизм многогранен.


Примечания

1 - Аристотель. Афинская полития. 20.1
2 - Аристотель, Риторика. АСТ, 2009
3 - Ф. Кессиди. От мифа к логосу. М., 1972
4 - Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Перикл
5 - Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Алкивиад
6 - Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Алкивиад
7 - Плутарх, Сравнительные жизнеописания. Лисандр
8 - Плутарх, Сравнительные жизнеописания. Лисандр
9 - Плутарх, Сравнительные жизнеописания. Перикл
10 - Античная демократия в свидетельствах современников Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко М., 1996
11 - Плутарх, Сравнительные жизнеописания. Фемистокол
12 - Е.И. Суриков Аристократия и Демос М., 2009
13 - Суриков Е.И., Остракизм в Афинах. М., 2006
14 - Суриков Е.И., Остракизм в Афинах. М., 2006
Литература
1. Аверинцев С.С., Образ Античности. СПб.: Азбука-классика, 2004
2. Аристотель, Политика. АСТ, 2010
3. Аристотель, Афинская полития. М., 2008
4. Аристотель, Риторика. АСТ, 2009
5. Бенгтсон Г., Правители эпохи эллинизма.
6. Бергер А.К., Политическая мысль древнегреческой демократии.
7. Бирюкович В.В., История Древней Греции. М., 1948
8. Бузескул В.П., История афинской демократии.
9. Бузескул В.П., Перикл – личность, деятельность, значение.
10. Веденеев Ю.А., Очерки по истории выборов и избирательного права. Калуга-Москва, 2002
11. Вернан Ж.П., Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988
12. Кессиди Ф., От мифа к логосу. М., 1972
13. Корзун М.С., Социально-политическая борьба в Афинах в 444–425 до н.э.
14. Лосев А.Ф., Античная литература: Учебник. 1-е изд.: М.: Просвещение, 1973
15. Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко , Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996
16. Павсаний, Описание Эллады.
17. Плутарх, Сравнительные жизнеописания.
18. Суриков Е.И., Аристократия и Демос М., 2009
19. Суриков Е.И., Остракизм в Афинах. М., 2006
20. Утченко С. Л., Политические учения Древнего Рима. М., 1977
21. Фишман Л.Г., Происхождение демократии. М., 2011
22. Фролов Э.Д., Парадоксы истории – парадоксы античности.
23. Чанышев А.А., История политических учений. РОССПЭН, 2001
24. Шовман, Древний мир в лицах и образах.
25. Штолль Г.В., Герои Греции в войне и мире.

Анна Михайловна Павлова
Спасибо за замечания. Что касается вашего вопроса, то он оказался очень существенным. Целью моей работы было показать преемственность современных политтехнологий от политических средств, использовавшихся в Древней Греции. Особенно эта преемственность характерна для демократических стран, как наиболее схожих по своему устройству. На мой взгляд, Россия, которая пытается строить свое общество, заимствую некоторые элементы западного демократического развития, также является преемницей Древней Греции. Что касается различий, то они вытекают из того, что политический режим Древней Греции это прямая демократия, в то время как в России это представительная демократия.

Александр Михайлович Дронов
Доклад вполне хорош и даже, с точки зрения политологии, кажется исчерпывающим. Но тем не менее возникли следующие вопросы: 1) кто проводил докимасию и на основе чего? 2) какие были критерии для полного гражданства? 3) можно ли считать остракизм первым типом тайного голосования? Также не совсем ясно, почему изгнание врага равно "полному устранению"? мог ли бывший "враг" вернуться на родину? И на последок не совсем понятно, зачем в списке литературы по теме книга о политических учениях Древнего Рима.

Анна Михайловна Павлова
Спасибо за вопросы. Что касается непосредственно ответов на них:
1) Докимасия должностных лиц проводилась перед государственным советом или перед судом. Что касается самой процедуры, то она заключалась в ответе на определенные вопросы, целью которых, в основном, было выяснение, обладает ли избранный кандидат необходимыми для занятия должности гражданскими правами. Если же он не отвечал удовлетворительно на данные вопросы, либо у него находился обвинитель, дело передавали в суд, который окончательно решал вопрос о допущении этого кандидата к должности или нет.
2) Главным критерием полного гражданства было происхождение от отца-гражданина, а после законодательной инициативы Перикла являлось обязательным происхождение и от матери-гражданки. Граждане это люди, рожденные в полисе, либо получившие гражданские права от Народного собрания. Так, для занятия должности архонта требовалось, чтобы не только его родители были гражданами, но и его деды. Также полное гражданство подразумевало отсутствие атимии (наказание, повлекшее за собой лишение гражданских прав).
3) Остракизм безусловно является одним из первых видов голосования, но не единственным. В Древней Греции был распространен принцип тайного голосования при вынесении приговоров, который считался одной из гарантий от несправедливости судей. Эта процедура называлась «псефофорией». Также в Древней Греции были широко распространены такие устройства для тайного голосования, как урны, что говорит о неоднократном использовании процедуры тайного голосования.
4) «Полное устранение врага» в данном контексте означает устранение оппонента в текущей политической гонке. Естественно, по истечении определенного периода (для процедуры остракизма это 10 лет) «враг» мог вернуться, причем иногда даже раньше – в случае так называемой «амнистии». Но, в любом случае, позиция изгнанного конкурента была подорвана, чего порой хватало для его полного разгрома.
5) Да, в списке литературы значится книга Утченко «Политические учения Древнего Рима». В рамках моей темы эта книга была мне интересна, прежде всего, главой: Феномен античного полиса.
Еще раз спасибо вам за вопросы.

Ксения Дмитриевна Веринчук
Доклад хорошо написан, читать приятно и интересно. Как историку, хочется помимо основной части увидеть описания источников и литературы - но с точки зрения Вашей дисциплины это вроде как и необязательно.
Как мне кажется, было бы неплохо четко обозначить временные рамки и задачи исследования в самом начале, а в основной части подчеркнуть особенности этой политической борьбы. У Вас это хорошо получается в абзаце о религии, но я бы добавила еще. Может быть, эти особенности выгодно высветились бы в сравнении с современными приемами политической борьбы (хотя они ужасно похожи).
Собственно, к этому сразу и вопрос: в чем Вы видите сходства и различия этих приемом в классической демократии и современности?