2021 г. в истории мировой культуры отмечен 200-летием со дня рождения Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, двух великих русских писателей, принадлежавших одному поколению.
Ф.М. Достоевский, писатель-новатор, создавший новую жанровую форму полифонического романа, изобразивший «первоосновы духовной жизни человека», духовные разрывы современного ему общества и кризисные состояния человеческого сознания. Будучи глубоким мыслителем, он предугадал духовные потрясения, которые предстояло пережить человеку, входящему в XX веке.
Н.А. Некрасов поэт, прозаик, публицист, организатор литературного процесса, расширивший диапазон русской поэзии за счет использования всего богатства народного языка и воплотивший в своем поэтическом слове огромный мир русской действительности.
Имена этих двух писателей постоянно были вместе и на первом плане русской литературной жизни середины XIX века. Н.А. Некрасов был первым, кто разглядел талант Ф.М. Достоевского, опубликовав его дебютный роман «Бедные люди». Хотя впоследствии их творческие пути разошлись. В 1860-х гг. они были в разных станах бурной общественной жизни. Почвеннический журнал «Время» братьев Достоевских полемизировал с радикальным «Современником», издававшимся Некрасовым. Однако, до конца жизни они проявляли интерес к творчеству друг друга. Н.А. Некрасов очень высоко оценил романы Ф.М. Достоевского и печатал их на страницах своего журнала «Отечественные записки». Достоевский называл Некрасова «одним из самых страстных, мрачных и „страдающих“ наших поэтов».
При всем разнообразии вопросов, которые ставятся сегодня в киноведческих и литературоведческих работах о Достоевском и Некрасове, можно говорить о выраженном общем интерес к одной глобальной теме – литература и экран.
Обсуждению проблем взаимодействия литературы и экрана посвящена конференция «Экранные медиа и литература: содружество, диалог или соперничество эпоху ухода от логоцентричности».
Предлагаются следующие темы для обсуждения:
- Экранизация литературных произведений: диалог, перевод, редукция, интерпретация или повод;
- Образы Ф.М. Достоевского в зеркале экрана;
- Поэзия на экране: особенности перевода поэтического текста на язык кино;
- Литературные передачи на отечественном и зарубежном телевидении;
- Видеоблоги о литературе как форма ее популяризации;
- Российская классика на зарубежном экране: проблемы прочтения;
- Проблема ответственности режиссера при работе с классической литературой;
- Поэтические приемы в кинематографе и на телевидении;
- Графические романы: компромисс или союз экрана или литературы?
- Биография писателя как основа экранного произведения;
- Большая форма в литературе и на экране: от романа к сериалу.
К участию в конференции приглашаются ученые, преподаватели вузов, молодые исследователи – аспиранты и студенты.
Язык конференции: русский