Универсиада «Ломоносов» по политологии
ВАРИАНТ 1
1 вопрос
Г.В. Плеханов писал, что социалистический идеал, описанный в романе Н.Г Чернышевского «Что делать?», – не оригинален: «Картина социалистического общежития нарисована им целиком по Фурье. Чернышевский не предлагает читателям ничего нового. Он только знакомит их с теми выводами, к которым давно уже пришла западноевропейская мысль».
1. Какие основные идеи Фурье Чернышевский «предлагает читателям», описывая в романе воображаемую Россию будущего? 2. Что нового он привносит в «картину социалистического общежития», помимо идей Фурье?
Ответы:
№ 1
1. Прежде всего, у Фурье Чернышевский заимствует идею фаланстера, т.е. громадного совместного жилища работников будущего социалистического общества. «Дворец Гармонии» Фурье у Чернышевского называется просто: «Дворец».
«Дворец Гармонии», пишет Фурье в работе «Теории всемирного единства», рассчитан на 1600-2000 человек. И для него невозможно использовать ни одно из существующих крупных зданий, даже Версальский дворец. «Тот, кто видел улицы-галереи Дворца гармонии, стал бы смотреть на самые красивые дворцы, как на тюрьмы, как на жилища идиотов, которые после 3000 лет изучения архитектуры, не научились еще устраивать свои дома гигиенически удобно, они только построили «простую роскошь», но не имеют никакого представления о роскоши сложной или коллективной». У Чернышевского тоже коллективная роскошь. Но его совместное жилище работников представляет из себя небоскреб из чугуна и хрусталя. Дело в том, что в 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне был выставлен на всеобщее обозрение «Хрустальный дворец» из стекла и железа, в котором находился зимний сад с редкими южными растениями. Этот хрустальный дворец поразил современников и Чернышевского.
2. Чернышевский заимствует у Фурье (отчасти, у Р. Оуэна) идею «всесторонне развитой личности». Фурье говорил, что работникам должно отводиться столько же времени на развлечение, сколько и на работу: «трудовые сеансы будут сменяться шумными праздниками». У Чернышевского эта идея получает более рафинированные формы. Культурные достижения доступны у него всем, и все культурно развиты. У него веселье выражается в музицировании большого оркестра, где музыканты из непрофессионалов постоянно меняются. И еще они все поют.
3. Чернышевский заимствует у Фурье идею трудового воспитания детей. Во «Дворце» дети приучаются к труду смолоду: они готовят еду и помогают по хозяйству, их с раннего возраста берут в поле и т.д.
4. Наконец, роднит Чернышевского с Фурье теория свободной любви. Из зала общего культурного развлечения парочки расходятся по специально устроенным тут же маленьким комнатам для интима. «Чернышевский закончил свой фаланстер барделью, – писал Герцен, – смело».
№ 2
1. Фурье допускал в своих производственно-потребительских обществах (фалангах) мирное сосуществование представителей труда, капитала и таланта. Он считал это неравенство пружиной гармонии при условии гарантированного минимума материальных благ. Чернышевский устранял это неравенство. У него работают все.
2. У Фурье фаланга была по преимуществу сельскохозяйственной ассоциацией. Промышленность у него занимала подчиненное место. Ассоциация Чернышевского тоже сельскохозяйственная по преимуществу, однако все полевые работы ведутся на больших машинах. «Почти все делают машины. Люди только управляют машинами». То есть Чернышевский пытается здесь совместить французский, сельскохозяйственный, социалистический идеал с английским, промышленным (Р. Оуэн).
Критерии оценки:
1. Грамотное изложение ответа на 1 часть вопроса – до 30 баллов.
2. Грамотное изложение ответа на 2 часть вопроса – до 20 баллов.
Максимально – 50 баллов.
2 вопрос
Приведите несколько (не более трех) примеров использования толпы в современной политике.
Используя эти примеры, проанализируйте классические и современные научные подходы к пониманию:
- психологических закономерностей поведения толпы;
- управления толпой в политическом процессе.
Ответ.
Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.
Основные характеристики толпы:
- анонимность,
- отсутствие чувства ответственности,
- импульсивность,
- внушаемость,
- невосприимчивость к логическим аргументам,
- тяготение к крайностям,
- невозможность полностью контролировать поведение участников.
Начало исследований неклассических социальных общностей непосредственно связано с концепцией «массы» французских социологов Гюстава Лебона и Жана Габриэля Тарда. В конце XIX – начале XX в., подробно исследуя поведение толпы (называемой ими «массой»).
Г. Лебон стал первым исследователем, который поставил перед собой задачу изучить структуру толпы, закономерности ее формирования и особенности поведения, в том числе политического.
Он считал, что решающую роль в политических процессах играют не разум, а эмоции. Он утверждал, что идея побеждает не потому, что она верна, или логически доказана, но благодаря действию механизмов, не имеющих ничего общего с разумом, таких как внушение, подражание и заражение.
Личность растворяется в толпе, ее поведение становится бесконтрольным и иррациональным. Находясь среди большого числа людей себе подобных, человек приобретает ощущение необыкновенной силы. Это приводит к тому, что он реализует такие инстинкты, которым в нормальном состоянии он никогда не дал бы воли. В толпе любое действие, любое чувство заразительно до такой степени, что человек готов принести им в жертву собственные интересы.
В толпе у человека полностью отключается самоконтроль. У него исчезает чувство ответственности, при этом уверенность в безнаказанности тем сильнее, чем толпа многочисленнее.
В этих условиях большую роль играет личность лидера («вожака») толпы.
Впоследствии идеи Г. Лебона и Ж.Г. Тарда успешно развивались в рамках психоанализа. Психоаналитический подход к анализу массы и толпы берет свое начало в работе Зигмунда Фрейда «Коллективная психология и анализ "Я"».
Наиболее последовательно идеи З. Фрейда были развиты Вильгельмом Райхом в работах, посвященных германскому фашизму. Близкие к ним подходы мы можем найти в работе Эриха Фромма «Анатомия человеческой деструктивности».
Можно вспомнить прогнозы Маршалла Маклюена и Герберта Маркузе о том, что массовое потребление телевизионной, а не письменной информации приводит к формированию нового типа массового сознания. Возникает не осмысливающая воспринимаемое, а импульсивно реагирующая психика. По мнению авторов такой психикой обладают участники массовых беспорядков как формы нерегулярного политического поведения. В конце ХХ века об этом писал Нил Постман в работе «Развлекаемся до смерти».
Можно вспомнить работы Х. Ортега-и-Гассета «Восстании масс» и работы второй половины ХХ века С. Московичи («Век толп»), Э. Хоффера («Истинноверующий»), Э. Аронсона.
Влияние анонимности на поведение людей исследовал (и продолжает исследовать) Ф. Зимбардо.
Изучение влияния плотности толпы на поведение велось в 70-е гг. исследователями городской среды: М. Фридман, Г. Зиммель, С. Милгрэм, Д. Колхаун.
Российские авторы: Л.Н. Войтоловский. Б.Д. Парыгин, Д.В. Ольшанский, А.П. Назаретян, М. Хавеши.
Критерии оценки:
Максимально – 40 баллов.
2 ВАРИАНТ
1 вопрос
Исследователь творчества И.С. Тургенева П.Г. Пустовойт писал, что поиск одного идейного прототипа Базарова, героя романа «Отцы и дети», – занятие неблагодарное. Тургенев осмысливал идеи «молодых разночинцев 1860-х годов», взгляды которых, в свою очередь, формировались под влиянием «лидеров демократического и либерального движения 40-х годов». И хотя никто из них не явился конкретным прототипом Базарова, «Тургенев не мог не обратиться к их доктринам, как к источникам, питавшим всех участников освободительного движения, прогрессивных разночинцев, деятелей русской материалистической науки».
1. Кто именно подразумевается здесь под «молодыми разночинцами 1860-х» и «лидерам демократического и либерального движения 40-х»? 2. И какие идеи, «питавшие всех участников освободительного движения» Тургенев заимствовал, создавая образ «нигилиста» Базарова?
Ответы:
№ 1
«Молодые разночинцы 1860-х» – сотрудники журнала «Современник», в котором некоторое время печатался Тургенев: Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Николай и Глеб Успенские, Н.Г. Помяловский.
В одном из писем, относящихся к периоду написания романа «Отцы и дети», среди «лидеров демократического и либерального движения 40-х г.», повлиявших на Базарова своим «отрицанием», Тургенев называл: В.Г. Белинского (ему посвящен роман), М.А. Бакунина, А.И. Герцена и Н.А. Спешнева (наиболее радикального петрашевца).
№ 2
1. Прежде всего, Тургенев заимствовал общие принципы материалистического взгляда на мир. Или – вульгарный материализм. «Вульгарный» материализм характеризуется фразой Базарова: «принципов нет, а есть ощущения». В противовес идеализму 40-х годов Базаров проповедует не умозрительное, общее, философское отношение к жизни, а опытное. То, что связано с естественнонаучным взглядом на мир.
2. Вторая важная идея Базарова – признание социальной природы зла. Это, своего рода, визитная карточка материалистического типа сознания. «Нравственные болезни, – говорит Базаров, – происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества, одним словом. Исправьте общество, и болезней не будет».
3. «При правильном устройстве общества совершенно будет равно, глуп ли человек или умен, зол или добр». Такая картина восходит к пониманию общества как механизма, впервые исповедуемого в философии Просвещения. Если общество будет устроено разумно и будет работать как механизм, то плохие люди уже будут не в состоянии ему как-то навредить, как тараканы не в состоянии навредить работе механизма часов на Спасской башне. Потому что на службе механизма – сам разум.
4. Еще один очень существенный момент мировидения Базарова: утилитаризм, принцип пользы, которым всегда в своих высказываниях руководствуется Базаров. Отсюда фраза, которая не является метафорой, а несет точный смысл – «порядочный химик гораздо полезней любого поэта». И Рафаэль гроша ломаного не стоит.
Критерии оценки:
3. Грамотное изложение ответа на 1 часть вопроса – до 20 баллов.
4. Грамотное изложение ответа на 2 часть вопроса – до 30 баллов.
Максимально – 50 баллов.
2 вопрос
Приведите несколько (не более трех) примеров политических образов в сознании российских граждан.
Используя эти примеры, проанализируйте классические и современные научные подходы:
- к пониманию психологической природы политических образов;
- возможностей их целенаправленного формирования в политических целях.
Ответ.
Политический образ представляет собой, как и любой образ, с одной стороны — отражение реальных характеристик объекта восприятия — то есть политической власти, личности лидера, особенности той или иной политической партии, страны и т.д. Эти характеристики образа можно назвать его объектными компонентами. Они во многом определяют политическое содержание образа. С другой стороны, образ является проекцией ожиданий субъекта восприятия — то есть граждан. В образе отражаются потребности и мотивы, знания и представления, мнения, оценки и стереотипы, ожидания, эмоции, требования массового сознания к власти. Эти компоненты образа можно назвать субъектными.
Западные исследователи: Дж. Келли, Ч. Осгуд, Ф. Гринстайн, Д. Киндер, Р. Такер, М. Эдельман, Ф. Хайдер, К. МакГроу, Дж. Мвркус, К. Функ и др.
Российские исследователи: А.Н. Леонтьев, Ю.А. Левада, Е.Б. Шестопал, Е. Егорова-Гантман, Б. Макаренко, О.Ю. Малинова, Л.А. Фадеева, Г.В. Пушкарева и др.
По каким параметрам можно исследовать политических образ?
Модель Е.Б. Шестопал.
Общим моментом для всех видов образов является
- наличие в их структуре рационального и бессознательного компонентов,
- в политическом образе можно выделить такие элементы, как привлекательность, силу и активность, а точнее шкалы: привлекательность-непривлекательность, силу-слабость и активность-пассивность (концепция Чарлза Осгуда),
- в политических образах выделяют вербальные и визуальные структурные элементы,
На формирование образа оказывает влияние совокупность устойчивых и изменчивых факторов.
Устойчивые факторы: основной - политическая культура.
Изменчивые факторы: состояние политической системы (степень ее стабильности), социально-демографические факторы, коммуникативные факторы.
Модель Е. Егоровой-Гантман. В структуре образа выделяются три элемента:
- персональные характеристики
- социальные характеристики,
- символические характеристики.
Модель Ф. Гринстайна.
В структуре образа выделяются три элемента:
- идеологическая ориентация,
- партийная приверженность,
- политическая платформа,
- симпатия к кандидату.
Виды политических образов: образ власти, образ политического лидера (политика), образ политического института (политической партии, парламента), образ страны.
Критерии оценки:
1. Приведены и грамотно представлены примеры политических образов – до 15 баллов (ориентировочно 1 пример – до 5 баллов).
2. Грамотно изложены современные и западные научные подходы – до 25 баллов.
Максимально – 40 баллов.