V Командная педагогическая олимпиада-универсиада
I. Общие положения
1. Командная педагогическая олимпиада-универсиада представляет собой, с одной стороны, социальный механизм формирования у будущих и настоящих учителей навыков командной работы и взаимодействия в рамках педагогического сообщества, а с другой -- является экспериментальной площадкой по развитию педагогического мышления. Её отличительные черты:
а. в ней участвуют команды,
б. она содержит проектную и исполнительную компоненты,
в. она использует взаимное рецензирование как основной инструмент оценки и самооценки результатов выступления команд,
г. критерии оценки выстроены так, чтобы подготовка к выступлению была связана с развитием педагогического мышления.
2. Выступление каждой команды может быть представлено в одной из двух номинаций:
а. Педагогическое действие
б. Педагогическое исследование
3. Основная задача команды, представляющей педагогическое действие/исследование:
а. представить свое умение проектировать педагогическое действие/исследование – в заочном туре;
б. представить свое умение реализовывать педагогическое действие/исследование – в очном туре;
в. представить свое умение понимать смысл и технику педагогического действия и педагогического исследования, осуществляемого другими командами, – в заочном и очном туре.
4. В роли «обучаемых»/«исследуемых» будут выступать сами участники – члены других команд. Команда будет иметь возможность произвести диагностику и отбор в группу «обучаемых»/«исследуемых» (в простейшем случае – по желанию).
5. Оценку результатов будут осуществлять сами команды в виде рецензирования и ранжирования. Отбор лучших проектов на основании этой оценки осуществляется Жюри олимпиады.
6. Оцениваться на олимпиаде будет только педагогическое действие/исследование, поэтому для организаторов безразличен выбор тематического материала и задачи, которую ставит перед собой команда. Единственное требование – чтобы это была педагогическая/исследовательская задача.
7. Для адекватного отношения (оценки) работы команды, последняя должна представить (кратко описать) цель и предполагаемые результаты педагогического действия/исследования, средства педагогического измерения результата, систему представлений, которую использует команда в своей работе (педагогическая концепция). Концепция не является предметом оценки. Она рассматриваются как условие взаимопонимания командами друг друга.
8. Организация работы внутри команды является внутренним делом команды, она оценке не подлежит. В частности, безразлично, кто будет осуществлять исполнительную часть – один человек, или вся команда.
9. Использование командами интеллектуальных ресурсов своих и чужих вузов, школ, других организаций и учреждений на этапе проектирования предполагается и поощряется, поэтому заявки сначала пройдут коллективное (участники – члены тех же самых команд) обсуждение на соответствующем форуме, а потом, уже после корректировки по результатам обсуждения, будут представляться для взаимной оценки, итогового ранжирования, которое утверждается Жюри.
10. На исполнительном этапе команды будут лишены возможности использовать какую-либо поддержку извне (советы, предложения, указания и пр.), поэтому им имеет смысл запастись всем необходимым заранее, на этапе проектирования.
11. В соответствии с полученными оценками команды будут проранжированы, особо будут выделены команды для награждения дипломами I, II и III степени. Команды, отличившиеся в каком-то одном качестве, будут награждены соответствующими грамотами. Допускается взаимное награждение команд благодарственными грамотами.
II. Организация универсиады
1. Универсиада проводится в 2 тура: заочный (проектный) и очный (исполнительный).
2. На 1-м, заочном туре команды представляют в оргкомитет свои заявки на участие по форме, приведенной в приложении 1 и проекты, которые выставляются для открытого обсуждения на форуме «Ломоносов» http://lomonosov-msu.ru. Содержание проекта описано в приложении 2. От каждой команды заявку и проект подаёт капитан.
3. По результатам обсуждения команды осуществят корректировку проектов, после чего представляют их для оценки, которая проводится оргкомитетом, и по итогам которой Жюри утверждает лучшие проекты. Результаты будут сообщаются командам и объявляются на портале http://lomonosov-msu.ru.
4. Во 2-м, очном туре участвуют команды, проекты которых отобраны Жюри. Очный тур состоит в реальном осуществлении проекта на реальных обучающихся. Очный тур проводится на базе МГУ имени М.В.Ломоносова.
5. Преподаватели, сопровождающие команды, могут участвовать в обсуждении проектов, рассмотрении рецензий, допускается проведение на материале олимпиады различных педагогических исследований, не создающих препятствий или сложностей в осуществлении основных задач олимпиады. Для организации и обсуждения исследовательской деятельности на материале олимпиады-универсиады ВКонтакте создана группа «Исследовательская группа КПО» (https://vk.com/club66310356).
6. Проживание участников очного тура осуществляется за счёт МГУ, питание и транспортные расходы участники олимпиады (или организации, их посылающие) покрывают самостоятельно.
III. Требования к командам, проектам, исполнению:
1. Команды могут состоять из студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей (до 30 лет), молодых учителей (до 30 лет)
2. Состав команды ограничивается количеством от 2 до 7 человек, индивидуальные проекты не рассматриваются. Каждая команда представляет только один проект.
3. Обсуждение проектов осуществляется в свободной форме, со стандартными ограничениями: употребление литературного языка (допускается профессиональный жаргон); четкость и лаконичность в выражении собственной мысли; исключение проявлений неуважения, назойливости; запрещается использование обсуждений в рекламных и коммерческих целях.
4. Скорректированные после обсуждения проекты, представленные на оценку и последующее рассмотрение Жюри, более не корректируются и не дополняются.
5. Оценка и решение о принятии или отклонении проектов принимается на основании только представленных текстов проектов. То, что было высказано в обсуждениях, но не включено в окончательный текст проекта, не рассматривается.
6. О результатах отбора Жюри сообщает всем участникам, подавшим окончательный проект, и публикует эти результаты на форуме.
7. Очный тур будет состоять в реализации (исполнении) представленных проектов. На реализацию каждого проекта будет отведено около 2-2.5 часов.
8. В ходе очного тура каждая команда будет готовить рецензию на работу каждой из команд (включая авторецензию). В рецензии оценке будет подлежать:
а. успешность в получении заявленного педагогического результата/исследования;
б. корректность используемых средств педагогических измерений; в. разбор отношения заявленной и реализованной схем действий;
Кроме того, в рецензиях может обсуждаться адекватность поставленной задаче используемых концепций, теорий, методики, приемов работы; актуальность выбранной задачи и пр.
Избранные рецензентами критерии будут обсуждаться на заключительной рефлексии и потом – в группе ВКонтакте с точки зрения эффективности педагогической олимпиады как средства развития педагогического мышления.
9. Общая оценка выступления команды основывается на:
а. оценке четкости и ясности представленного на заочном этапе проекта;
б. оценке собственно исполнения на очном этапе заявленных действий;
в. оценке командой работы других команд (рецензирование)
г. адекватность самооценки команды (авторецензии).
10. Предлагаемые жюри критерии оценки выступлений команд задаются в парных требованиях, задающих противоречия, для разрешения которого и требуется педагогическое мышление.
Эти критерии -- следующие:
Для педагогического действия:
а1) Внутренний, принадлежащий обучаемому результат педагогического действия,
а2) Внешняя, наблюдаемая форма демонстрации этого результата;
б1) Определённость результата,
б2) Вариативность в реализации процесса;
в1) Целостность получаемого педагогического результата,
в2) Дифференциация результата в зависимости от условий;
г1) Педагогичность результата (то есть должно быть понятно, в чём роль педагога),
г2) Использование интерактивных методов взаимодействия обучаемых;
д1) Воспроизводимость результата,
д2) Оригинальность (постановки проблемы и задачи, идей, методов, средств, способов и т.п.).
Для педагогического исследования:
а1) Внутренний, принадлежащий исследуемому изучаемый феномен,
а2) Внешняя, наблюдаемая форма демонстрации этого результата;
б1) Технологичность результата (исследуемое должно быть не наблюдаемым непосредственно),
б2) Инвариантность результата (результат не должен зависеть от средств и способов исследования);
в1) Определённость результата исследования,
в2) Вариативность в реализации процесса исследования;
г1) Общность получаемого результата,
г2) Конкретность изучаемого феномена;
д1) Оригинальность исследования,
д2) Воспроизводимость исследования.
Поскольку использование такой системы критериев является экспериментальным, возможно их обсуждение и уточнение в процессе подготовки и обсуждения проектов.
Обсуждение критериев проводится только в группе ВКонтакте «Исследовательская группа КПО» (https://vk.com/club66310356). На форуме сайта «Ломоносов» обсуждаются только проекты.
Этапы и сроки проведения олимпиады
1. Объявление о проведении олимпиады: 25 октября
2. Подача командами проектов: 25 октября -15 ноября
3. Обсуждение проектов на форуме: 25 октября –22 ноября
4. Подача командами скорректированных проектов: 22-29 ноября
5. Оценка проектов командами: 30 ноября - 6 декабря
6. Рассмотрение итогов оценки жюри: 6-13 декабря
7. Объявление отобранных проектов: 13-15 декабря
8. Проведение итогового тура олимпиады: 1-7 февраля 2016 г.
Боровских Алексей Владиславович, зам. председателя жюри
Шевель Михаил Александрович, секретарь оргкомитета
Адрес: 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские Горы, д. 1, МГУ, факультет педагогического образования.
Тел.: +7(495) 939-40-54, факс +7(495) 939-40-56
E-mail: fpo.mgu@gmail.com
Доработанные проекты команд-участниц (для тех, кому не удалось открыть предыдущий архив)
Коллеги, мы добавили оценки команд "Eidos" (исправленные после случайной ошибки) и "Казаночка". Все приглашения, высланные командам, разумеется, в силе! До встречи!
Рецензии от команды "Северное сияние"
Рецензии от команды "Казаночка"
Рецензии от команды "7 гномов"
Рецензии от команды "Дважды Два"
Рецензии от команды "Дикий Квест"
Рецензии от команды "Полярная Звезда"
Рецензии от команды "Или Мы"
Таблица взаимной оценки команд и оценки рецензий