На конференции будет обсуждаться связь философских оснований социальной теории с конкретными социальными практиками. Будет поставлен вопрос, можно ли интегрировать в рамках единой методологии, с одной стороны, теории социальных систем (философские макроподходы к описанию общества) и с другой - микросоциологический анализ человеческого действия.
Ряд системно-ориентированных теоретиков (линия Эмиля Дюркгейма) склонны сосредотачиваться на исследовании глобальных сфер, предлагать дефиниции макроявлений: культуры, экономики, политики, религии, науки, общества в целом, которые, с одной стороны, очевидно, выказывают комплексные, системные свойства, а с другой стороны – демонстрируют очень неясный онтологический статус, размытость границ, пространственно-временную неопределенность, мульти-факторную каузальность и динамику.
В связи с этим социологи зачастую устраняются от обсуждения этих проблем, рассматривая их как метафизические и малозначимые для их дисциплины с эмпирической точки зрения. В ответ на это другие теоретики (линия Макса Вебера) исходят из того, что не общество, а скорее действие – как доступное наблюдению и эмпирическому анализу конкретное явление – должно образовывать базовую единицу научного анализа общества и социального теоретизирования.
В связи с этим на обсуждение выносятся следующие вопросы:
1. Допускают ли интеграцию или взаимную редукцию понятия действия и общества? Как они связаны причинно?
2. Можно ли наблюдать общество в его четких пространственно-временных рамках и каковы средства и методы этого наблюдения?
3. Или его пространственно-временные границы и причинные факторы конструируются наблюдателем (историком, социологом, социальным философом, этнологом или этнографом?) в зависимости от соответствующего исследовательского интереса?
4. Присутствует ли в самом обществе нечто, что определяет его идентичность, объективность, независимые от ученого-наблюдателя и его наблюдательных средств (понятий, средств исторических классификаций, специфического фокуса наблюдения и идеологических установок?)
5. Кто способен предложить наиболее фундаментальную теорию общества – социолог с его эмпирическими методами анализа конкретных действий? Или философ, рефлексирующий над самими средствами пространственно-временного и причинного анализа макросистем и общества в целом? С целью решения этих проблем организаторы конференции предлагают вернуться к существу системного анализа и возможно, отказаться от во многом устаревшего механицистского понимания системы как совокупности элементов и структур (связей элементов).
6. Предлагается рассмотреть вопрос о том, возможны ли плодотворные заимствования из биологии с ее «эквифинальными системами», теории информации и синергетики (с их пониманием общества как системы, стремящейся к реализации «собственных состояний», аттракторов); как динамической коммуникативной информационной (негантропийной) системы, осуществляющих анализ знаковых сообщений на предмет закодированной в них информации и отчасти безразличных к своему субстрату или материалу, из которых они состоят; как акторно-сетевой системы: динамической интеракции людей и акторов, принадлежащих противостоящему им мира природы (линия Бруно Латура).
Организаторы конференции надеются предложить ответ на вопрос, можно ли сегодня адекватно использовать философский (т.е. комплексный, синтетический и междисциплинарный) подход для объяснения актуальной агенды: животрепещущих и злободневных вызовов, открытых (социальных, этнических, экономических) конфликтов, классовых и культурных антагонизмов, своеобычности социальных структур и иерархий в современном обществе.
Приглашенными докладчики – известные ученые философского ф-та МГУ, Института философии РАН, Института социологии РАН.