КПО(У)-VIII

VIII Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада

City
Москва, Россия
Venue
MSU
Registration
Registration is closed

VIII Международная командная педагогическая олимпиада-универсиада

Main page

Команда: «NaХимичил». Проект: «Занимательная наука для маленьких ученых»

Команда: «NaХимичил». Проект: «Занимательная наука для маленьких ученых»

Татьяна Игоревна Калинина
ПРОЕКТ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ НАУКА ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ УЧЕНЫХ»

Количество человек в команде: 3 человека;

Содержание проекта по номинации «Педагогическое действие»

Название команды: «NaХимичил».

Педагогический результат: Школьники знакомятся с предметом «Химия» начиная с 8 класса и уже тогда многие начинают относиться к ней с неприязнью, которая может усилиться с дальнейшим углублением в курс. Почему? Возможно множество факторов: «сложно», «непонятно», «да зачем она вообще нужна!», «неинтересно», «одни проблемы от нее природе» - все чаще говорят ученики о химии и отдают свое предпочтение другим предметам.
Химия глубоко вошла в нашу жизнь, сделала ее ярче (краски, фейерверки), удобнее (одежда, игрушки, пластик, косметика), быстрее (машины, телефоны, компьютеры). Именно химическая промышленность занимает одну из наиболее существенных сфер во всем мире. Занятия химией развивают аккуратность, внимательность, системное мышление и умение анализировать большое количество данных. Поэтому, даже если у ученика нет желания связывать свою жизнь с данным предметом, ему необходимо иметь о нем должное представление.
Нашей целью является популяризация химии.
Перед нами стоят такие задачи, как: пробудить интерес к предмету; дать ученикам базовые знания о предмете и, по возможности, заинтересовать химией как наукой в целом.
Для этого мы предлагаем ввести факультативные занятия «Занимательная наука для маленьких ученых». Будет включено три блока: «Теоретическая химия», «Химия в быту», «Юный химик». Занятия будут чередоваться, т.е. 1 занятие – из первого блока, 2 занятие – из второго, 3 занятие – из третьего, а 4 занятие снова из первого блока и т.д.

Условия:
. Очень важно пробудить интерес как можно раньше, поэтому целевой аудиторией выбраны именно школьники начальных классов. Данные школьники уже находятся на ступени (пускай и начальной) образовательной системы, но еще не знакомы с химией, а, значит, смогут составить о данной науке свое собственное мнение и открыть ее для себя как кладовую интересных и увлекательных явлений. В дальнейшем, уже имея представление о предмете, им будет гораздо легче усваивать предстоящий материал и, возможно, куда большее число учеников пополнят ряды химиков.
Для проведения исследования требуются:
- обычная аудитория для школьного занятия (для блока «Юный химик» желателен кабинет химии, т.к. будет проходить работа с реактивами)
-школьный класс (1 – 4 кл.) или группа студентов;
- меловая доска;
- проектор;
- бумага для распечатки раздаточного материала;
- халаты, перчатки, очки для подопечных школьников (желательны в блоках «Химия в быту» и «Юный химик»);
- реактивы для опытов;
- доступный реквизит (ватман, цветные ленты, цветные карандаши, веревка, проволока, пара простых мячиков и т.п.).

Средства отбора:
Участниками реализации проекта выступают представители команды или подготовленный педагог с лаборантом. Особые средства отбора участников отсутствуют.

Концептуальные позиции:
Мы предлагаем поменять формат занятий и подачу информации. Каким образом? Давать знания простым и понятным языком (не химическим); играть в тематические игры; показывать обычные на взгляд предметы под другим углом; использовать раздаточный материал.
Таким образом, привязывая знания к эмоциям и (свойственному школьникам начальных классов) любопытству – базовый курс отложится более глубоко и уровень понимания возрастет.
На занятиях такого типа будет выявляться прямая связь химии и окружающего мира.
Например: что такое коррозия?; Почему мыло отмывает грязь с рук?; Откуда такое разнообразие цветовой гаммы в фейерверке?; Почему некоторые краски могут светиться в темноте? Как из песка получают прозрачное стекло? Углеродная нить – тяжелее или легче воздуха (и почему?); Почему воду нельзя кипятить по многу раз? Химия доступна всем и каждому, кто стремится познать эту интересную науку, «чудеса» можно не только увидеть своими глазами, но и сделать своими руками.–все это и много другое ребята будут познавать на занятиях блока «Химия в быту»
Химия – это удивительная наука, полная разнообразных чудес. Сделать скучные и непонятные химические задания и упражнения очень интересными возможно, стоит лишь немного изменить способ преподнесения их. Знания могут сделать все невозможное возможным и реальным. И многие чудеса можно легко объяснить, опираясь лишь на химические знания. Все это в блоке «Теоретическая химия»
Химия доступна всем и каждому, кто стремится познать эту интересную науку, «чудеса» можно не только увидеть своими глазами, но и сделать своими руками.Такая сложная, но интересная, химия всегда вызывает у школьников неоднозначную реакцию. Ребятам интересны опыты, в результате которых получаются вещества ярких цветов, выделяются газы или выпадают осадки.
Химические опыты для детей должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправной точкой к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету. Так же эксперименты помогут детям в развитии моторики, логики, научат нестандартному мышлению, и помогут расширить кругозор, а начало ведения лабораторной тетради – дисциплинирует и поможет отбирать и систематизировать информацию – именно это и ждет детей в блоке «Юный химик».

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Занятия будут проходить в форме факультатива в течение 45минут. Аудиторией для проведения «Теоретической химии» и «Химии в быту» может являться обычный школьный класс, в то же время для блока «Юный химик» желателен кабинет химии (т.к. будет проходить работа с реактивами).
Для проведения опытов в блоках «Химия в быту» и «Юный химик» потребуется ассистент (лаборант), который поможет подготовить всю необходимую химическую посуду, реактивы; Для того, чтобы не запачкать одежду и кожу, а так же в целях безопасности школьникам на опытах необходимы халаты, перчатки и иногда очки.
Представляем варианты проведения занятий для различных блоков (в сумме на 36 академических часов):

Блок «Теоретическая химия».

1 занятие.
* Алхимия.
*Философский камень –почему он так и не был создан.
* Истории о хитростях алхимиков, которые «нашли» философский камень.

2 занятие.
* Зачем нужны знаки и обозначения.
* Практическое задание: Послание из прошлого (расшифровка «послания» с помощью таблицы алхимических знаков XVIII века).

3 занятие.
* Конец алхимии. Создание химической номенклатуры.
* Спор Клода Бертолле и Жозефа Пруста. Кто же прав?
* Практическое задание: Химический шифр (реакции написанные тривиальным языком перевести в реакции с Брутто или структурными формулами, используя вспомогательные таблички с пояснениями)

4 занятие.
* Элементы вокруг нас.
* Металлы – что это?
* Практическое задание: Использование металлов и их сплавах (Учитель рассказывает о особенностях основных используемых металлов и сплавах, выдает таблички. Затем ребята делятся на группы и каждой группе выдаются карточки с разными картинками, например: 1)украшения, 2) электрическая лампочка, 3) самолет, 4) медицина, 5) электрические провода, 6) машина и т.д. Необходимо соотнести металлы и картинки.)

5 занятие.
* Элементы вокруг нас.
* НеМеталлы – что это?
* Практическое задание: Использование неметаллов и их сплавов (Учитель рассказывает о особенностях основных НеМеталлов и их соединениях, выдает таблички. Затем ребята делятся на группы и каждой группе выдаются карточки с разными картинками, например: 1) алмаз 2) люминесцентная лампочка, 3) спичка, 4) порох, 5) уголь, 6) вода и т.д. Необходимо соотнести НеМеталлы и картинки.)

6 занятие.
* Атом – маленькое солнце. Состав атома: электрон, ядро – нейтрон, протон.
* Учимся определять количество нейтронов, протонов и электронов в атоме.
* Практическое задание: Рисуем атом на подобии солнечной системы, где вместо планет – электроны, а вместо солнца – ядро с нейтронами и протонами. Обсуждаем. Совместно пробуем составить общие подобные рисунки на несколько атомов (например: водород, кислород, алюминий)

7 занятие.
* Молекула.
* Связи – металлическая, ковалентная (полярная, неполярная), ионная, водородная.
* Практическая игра: Играем в определение связи. На доске в столбик 1 пишем элементы металлы, в столбик 2 – элементы неметаллы, в столбик три – элементы электроотрицательных неметаллов. Обсуждаем и практикуемся в определении связей, используя элементы из столбиков на доске.
Например: в группе 16 учеников, они делятся пополам, т.е. по 8 человек. Первым 8 ребятам подбираем элементы металлы (на выбор 8шт), а вторым 8 подбираем элементы неметаллы (желательно:H, N, O, F, т.е. каждый из этих элементов повторится дважды). Можно сделать повязки или бумажки с обозначением элемента – необходимо, чтобы ребята видели элементы друг друга и знали свой собственный. Затем играем по принципу: ведущий кидает два мячика – тот, кто поймал мячик, бежит к доске. Ребята встают спинами друг к другу и на счет 1, 2, 3 оборачиваются, смотрят на элемент товарища и называют связь. Если ответ у обоих не верный, то вместе определяем связь; если один ответил правильно, а второй нет – то вместе определяем связь (тот, кто ответил правильно – бросает мячики); если оба ответили правильно, то мячики бросает тот, кто был быстрее.

8 занятие.
* Понятие хаотичности движения.
* Агрегатные состояния: твердое, жидкое, газообразное. Объясняем, что молекулы могу находиться друг от друга на различных расстояниях. В твердых телах – очень близко, а жидких – чуть дальше, в газах – еще дальше и при всем этом они движутся.
* Практическая игра: Берем три веревки различного размера и скрепляем их концы (готовим заранее). Берем наименьшее (1) получившееся «кольцо» - даем задание под музыку залезть туда максимально возможному количеству человек, рядом кладем кольцо побольше (2) и самое большое (3). По команде «меняемся!» ребята, которые не влезли в первый раз заполняют освободившееся кольцо 1. Ребята, которые были в кольце 1 переходят в более просторное кольцо 2, а после следующей команды в кольцо 3. Так можно «пробежаться» по всем «кольцам» разного диаметра несколько раз. После игры объясняем ребятам, что в первом случае – они, как и молекулы, находятся очень близко друг к другу (как в твердом веществе), но продолжают двигаться; Во втором случае (как в жидкости) для того же к-ва ребят-молекул пространства уже больше, как и возможности двигаться; В третьем (как в газах) - пространства и движения еще больше.

9 занятие.
* Элементы.
* Знакомство с ПСХЭ Д.И. Менделеева. Основные принципы и правила.
* Практическое задание.

10-11 занятие.
* Атомные орбитали. S, P, D – элементы.
* Правила заселения орбиталей электронами.
* Практические задания на закрепление темы. Вместе делаем общую объемную поделку строения атома выбранного элемента с указанием его нейтронов и протонов в ядре, электронных оболочек и количества электронов на каждом из них. Если останется время, то делаем рисунки с несколькими другими элементами.

12 занятие.
* Вспомним все пройденное.
* Атом. Элемент. Молекула.
* Практические задания на повторение всего пройденного.

Блок «Химия в быту»

1 занятие. Введение в дисциплину.
* Химия и зачем она нужна;
* Изучение техники безопасности;
* Понятие вещество и где оно принимается.

2 занятие. Вода.
* Что такое вода? Чем она интересна и полезна?
* Опыты с водой (свеча-насос, торнадо в бутылке, химическое молоко, вода в шарике, сухой снег)

3 занятие. Молекулярная кухня.
* Что такое пищевые добавки? Чем они полезны, а чем вредны для человеческого организма?
* Какие пищевые добавки ни в коем случае нельзя употреблять в пищу?
* Опыт (полимерные червяки)

4 занятие. Мыло.
* Что такое мыло и почему оно смывает грязь с рук?
* Опыт (хлопья мыла в воде)
* Самостоятельное изготовление мыла.

5 занятие. Медь.
* Медь - чем она интересна для людей?
* Опыты (монетка медная→серебряная→золотая, цвет пламени меди и т.д.)

6 занятие. Царь – пушка. Царь – колокол.
* Железо что это такое? Где используют железо?
* Как давно люди узнали о железе, и с какой целью использовали его раньше?
* Коррозия и почему она свойственна железу?
* Опыты: 1) горение стальной ваты (в данном опыте происходит окисление железа);
2) FeCl3 +чай(черный или зеленый)= черный раствор результат пробы на танины, реакция с желтой кровяной кровью,
3) FeCl3+ щелочь = бурый осадок Fe(OH)3, который растворяется избытком соляной кислоты.

7 занятие. Кислород.
* Кислород как химический элемент и как простое вещество.
* История открытия. Распространение в природе; Изучение физических свойств кислорода;
* Опыты (получение кислорода из перманганата калия КМno4, возгорание тлеющей лучинки, химический вулкан из перекиси водорода и дрожжей).

8 занятие. Реакции нейтрализации.
* Что такое кислота и основание?; В чем их различие и где они применяются;
* Опыты (гашение соды уксусной кислотой, бомбочка для ванны, Кола + молоко)

9 занятие. Индикаторы.
* Индикаторы – что такое, зачем нужны и какие бывают?
* Окраски индикаторов. Опыты.

10 занятие. Йод и крахмал.
* Что это за вещество йод? Где его применяют в жизни?
* Крахмал. Цветная реакция на йод.
* Лабораторная работа: «В каких продуктах питания есть крахмал?»

11 занятие. Белки.
* Что такое белок?Почему белок так важен нашему организму? Где живет белок?
* Функции белка
* Опыты (качественные реакции на белок)

12 занятие.Занятие-дискуссия «Чем полезна и чем вредна химия в нашей жизни?».
* Польза химии
* Вред химии
* Учимся выражать свои мысли, защищать свое мнение и выслушивать точки зрения других

Блок «Юный химик»

Предлагается начать вести лабораторную тетрадь, в которой ученик будет сам для себя записывать названия опытов, их пояснение и зарисовывать некоторые этапы.

1 занятие.
* Происходит ознакомление детей с реактивами и с лабораторной посудой;
* Перед проведением опытов детям в обязательном порядке нужно донести правила техники безопасности.

2 занятие.
Опыт 1: Растворим ли школьный мел?
Обучающихся в образовательных учреждениях редко задаются вопросом, растворим ли школьный мел. Некоторые считают его растворимым, некоторые сомневаются. Проверить, растворим ли школьный мел или нет, может каждый.
Формованный школьный мел состоит из карбоната кальция на 40%, остальные 60% – это связующее вещество сульфат кальция, или гипс. Из курса неорганической химии можно узнать, что карбонат кальция практически нерастворим в воде. Это можно проверить.
Для подтверждения того, что карбонат кальция нерастворим, проведем простые химические опыты. Нужно взять кусочек мела и размельчить его с помощью ступки или другого твёрдого предмета. Затем нужно поместить размельчённый мел в ёмкость с горячей водой и размешать получившуюся смесь, которая называется суспензия, ложкой. Через некоторое время (примерно 10 минут) на дне ёмкости можно будет увидеть белый нерастворённый осадок – это и есть карбонат кальция и малорастворимый сульфат кальция. Следовательно, называть мел растворимым неправильно. ( Опыт можно проводят несколько раз, для этого берут различающиеся образцы: по форме, цвету).
Опыт проделывают дети, так как он совершенно безопасен.

3 занятие.
Опыт 2: Химический опыт: Несгораемая купюра.
Простой и эффектный химический опыт. Для проведения эксперимента нам понадобится: соль, водно-спиртовой раствор (не менее 50%),щипчики.
Добавляем немного соли с водно-спиртовой раствор и окуните туда купюру, так чтобы она полностью пропиталась. Вытаскиваем пинцетом купюру из раствора и немного ждем, пока с неё стекут излишки жидкости. Поджигаем. Дайте огню прогореть пока он не погаснет и продемонстрируйте учащимся несгораемую купюру.
Суть химического опыта состоит в следующем. Когда вы поджигаете купюру, начинает гореть спирт. Горит он быстро, вода же, которая присутствует в волшебном растворе, не успевает испариться. Поэтому сама влажная купюра и не загорается.

4 занятие.Выращиваем кристаллы.
Теоретическое объяснение (с картинками и наглядными примерами на компьютере) задания для детей и их родителей. Кристалл из медного купороса (приложение 9).
Первые четыре пункта для наглядности будут показаны в аудитории, ребята дома должны повторить их и продолжить выращивать кристалл.
-Раздать распечатанные инструкции детям на дом;
-Реагенты и оборудование: вода — если есть возможность, используйте дистиллированную или в крайнем случае кипячёную. Сырая вода из-под крана не подходит из-за содержания в ней хлоридов, которые вступят в реакцию с раствором и ухудшат его качество, медный купорос, стакан, проволока, нить из шерсти — проследите, чтобы она была тонкой.
Помещая затравку в ёмкость с раствором, следите, чтобы она не соприкасалась со стенками или дном сосуда. Это может нарушить процесс роста кристалла и его структуру.
Описание опыта: 1)Возьмите стакан или банку объёмом 500 мл, добавьте 200 г сульфата меди и залейте их 300 мл воды. Поставьте ёмкость на песчаную баню и начинайте разогревать, постоянно помешивая. Кристаллы медного купороса должны полностью раствориться. 2)Тщательно растворите медный купорос в тёплой воде. 3)Уберите посуду с песчаной бани, поставьте на плоскость с прохладной поверхностью, например, керамическую плитку. Раствор должен немного остыть. Теперь в него нужно поместить затравку. Ею послужит кристаллик сульфата меди, который нужно выбрать предварительно – самый крупный и ровный. 4)Поместите затравку в раствор. Проследите, чтобы затравка не соприкасалась с внутренними поверхностями стакана. Даже если кристаллик растворится, не переживайте, — это не имеет значения. Охлаждаясь, насыщенный раствор отдаёт соли, которые оседают на нитке. Самое большое количество купороса сосредоточится на дне посуды, поскольку именно в этом месте стакан контактирует с прохладной поверхностью. 5)Насыщенный раствор купороса начнёт образовывать кристаллы на поверхностях. Извлеките нитку с образовавшимися кристаллами из ёмкости с раствором. Повторите процедуру: поставьте стакан на баню из песка и подогрейте так, чтобы осадок растворился. Отключите нагрев. Не снимая посуды с бани, накройте её подходящей по диаметру крышкой и дайте раствору немного остыть. 6)Нить с первыми кристаллами: Поместите нитку с кристаллами в раствор, закрепите её так, чтобы она не соприкасалась с дном и стенками. Накройте ёмкость и оставьте на ночь. Утром вы обнаружите в стакане большую гроздь прекрасных кристаллов необычной формы. Вы можете попробовать придать скоплению кристаллов определённую форму. Для этого нужно вместо нити использовать проволоку. Согните её в виде квадрата, круга, сердечка или звезды. Проволока станет прочным устойчивым каркасом для будущего фигурного кристалла.

5 занятие.
Опыт 3:Искусственная кровь.
Реагенты и оборудование: тиоцианат калия; хлорид железа(III); дистиллированная вода; два химических стакана; ватные тампоны; тупой скальпель(безопасен для детей).
Описание опыта: Растворите по несколько граммов тиоцианата калия и хлорида железа(III) в воде в разных стаканах. Нанесите немного раствора тиоцианата калия на кожу. Смажьте нож раствором хлорида железа(III). Аккуратно, без усилия, проведите обухом (обратной, не режущей стороной) скальпеля по коже, смазанной раствором тиоцианата калия — на руке останется красный след, похожий на кровавый порез.
Объяснение опыта: В результате реакции тиоцианата калия KSCN и хлорида железа(III) FeCl₃ образуется темно-красныйтиоцианат железа(III) Fe(SCN)₃:
FeCl₃ + 3KSCN → Fe(SCN)₃ + 3KCl (По цвету этот продукт реакции очень похож на кровь.)
Меры предосторожности: Опыт проводит только учитель. Для наглядности эксперимента, в качестве добровольца приглашается один из учеников.

6 занятие.
Опыт 4. Вулкан. (очень часто это опыт называют "Вулкан на столе").
Реагенты: дихромат аммония, спирт
Описание опыта: Для проведения возьмите дихромат аммония NH4Cr2O7 и насыпьте его горкой на термостойкую поверхность (например, кафельную плитку). Сверху сделайте «кратер», в который поместите небольшой кусочек ваты, смоченный спиртом. Спирт подожгите. Соблюдайте осторожность! Дихромат аммония начинает разлагаться с выделением азота и паров воды, вспучивающих смесь, а также серо-зеленого оксида хрома(III):
(NH4)2Cr2O7 → Cr2O3 + N2 + 4H2O.
Реакция напоминает действующий вулкан. После ее завершения оксид хрома(III) занимает объем примерно в 2-3 раза больший, чем исходное вещество. Следует учесть, что частицы
образующегося оксида хрома(III) «вулканическая пыль», будут оседать вокруг «вулкана», поэтому наблюдающим необходимо находиться на некотором расстоянии.
К дихромату аммония можно добавить немного порошка магния, тогда «вулкан» будет извергаться еще ярче. Эксперимент проводится учителем, дети в принятии эксперимента не участвуют.

7 занятие.
Опыт 5. Огненная пена.
Химический опыт с йодом и крахмалом, в котором прозрачная жидкость в считанные мгновения становится синей.
Реагенты и оборудование: газ (желательно использовать газ пропан в герметичной металлической упаковке); моющее средство; вода; емкость под воду
Описание опыта:Налейте в чашу воду и растворите в ней жидкое мыло. Пропустите газ (барботируйте его) через мыльный раствор до образования достаточного количества густой пены. Завершите барботирование. Возьмите образовавшуюся пену на руку и подожгите ее — она быстро вспыхнет и сгорит.
Пояснение процессов:
Природный газ — это легко воспламеняющаяся смесь пропана и бутана. Если ее
пропустить через мыльную воду, образуется пена — пузырьки c горючим газом. Если
предварительно смочить ладонь, то такую пену можно поджигать на руке! Пропан-
бутановая смесь сгорает быстро, поэтому не обжигает руку экспериментатора. Не делайте
этого вблизи чаши с остальной пеной, чтобы та не загорелась.
Меры предосторожности:
Заранее приготовьте средства пожаротушения. Обязательно смачивайте руку перед тем,
как поджигать пену! Работайте в защитных очках. Не проводите опыт вблизи
легковоспламеняющихся веществ и объектов. Следуйте общим рекомендациям
безопасности. Опыт проводится учителем, только после предварительного показа и обсуждения правил действия и безопасности, – учеником.

8 занятие.
Опыт 6.Химический светофор.
Реагенты и оборудование: Индигокармин, глюкоза, каустическая сода, 2 стеклянных сосуда, защитные перчатки.
Главным веществом в опыте является индигокармин (соль индиго-5,5′-дисульфокислоты). Индигокармин применяют как пищевые красители в производстве напитков, выпечки и прочих сладостей, которым нужно придать синий цвет.
Описание опыта: Для начала, в одном стеклянном сосуде растворим 4 таблетки глюкозы в небольшом количестве горячей воды( 4 таблетки примерно 2 грамма). Приливаем к раствору глюкозы около 10 мг раствора каустической соды. Получили щелочной раствор глюкозы. Отставляем его в сторону. Во втором сосуде растворяем некоторое количество индигокармина.
Получается синий раствор. Теперь осторожно вливаем в синий раствор щелочной раствор глюкозы. Жидкость изменит цвет на зеленый. Это синий индигокармин окисляется кислородом воздуха, т.к. жидкость насыщается этим газом при переливании. Постепенно зелёный раствор будет становиться красным, а затем жёлтым. Если жёлтый раствор резко встряхнуть, то он вновь станет зелёным, т.к. жидкость насытит кислород и так далее.
Для этого опыта мы обязательно должны использовать перчатки. Во-первых, можно испачкать руки индигокармином, а во-вторых, каустическая сода (гидроксид натрия)- щелочь способная нанести небольшой ожог. Опыт проводит учитель.

9 занятие.
Опыт 7. Дым из пальцев.
Эффектный химический опыт.
Нам понадобятся: спичечный коробок, прохладное блюдце, зажигалка.
Отрываем от спичечного коробка «чиркаш» и складываем его узкую сторону пополам. Кладем его на прохладное блюдце и поджигаем. После того как вещество сгорит, аккуратненько убираем с блюдца пепел. Видим, что на поверхности остался жёлтоватый налет. Именно он нам и нужен. Растираем этот налёт между пальцев и от них начинает идти белый дым.
!Продукты сгорания и дым ядовиты, поэтому опыт проводят в вытяжном шкафу, а после проведения химического опыта «Дым из пальцев» тщательно моют руки. Сам эксперимент могут проводить дети ,по одному, в присутствии учителя и лаборанта.

10 занятие.
* Опыт 8: Химические цветы
Химические цветы — замечательный фокус для детей. Идея такова: бумажные цветы опрыскиваются различными «волшебными» растворами и от этого меняется окраска.
Описание опыта: Первый этап опыта «Химические цветы» делается учителем, втайне от детей. Для начала нужно смастерить из зубочисток и бумаги сами цветы (не важно как они будут выглядеть, главное чтобы было похоже на цветок). Наши готовые цветы пропитываем раствором фенолфталеина и подсушиваем. Пока цветы подсыхают, готовим два «волшебных раствора». Первый — это обычный 9% столовый уксус. Второй — раствор гидроксида натрия (NaOH). Берем один бумажный цветок, опрыскиваем из пульверизатора первым «волшебным» раствором (гидроксидом натрия). Цветок становится малинового цвета. Затем опрыскиваем этот же цветок вторым «волшебным» раствором — уксуса. Цветок вновь становится белым. Чудеса и волшебные превращения состоялись! Так же, другой цветок пропитываем раствором метилового-оранжевого, подсушиваем. При обрызгивании «волшебным» раствором гидроксида натрия, цветок становится желтым. Далее опрыскиваем этот же цветок уксусом- получается розовая окраска. Третий наш
цветок мы пропитываем лакмусом. При опрыскивании гидроксидом натрия, получается синяя окраска. Дальше, при нанесении уксуса-появление красной окраски.
Объяснение опыта: Фенолфталеин, которым мы пропитали цветок, химический индикатор, т.е. в разных средах способен менять свой цвет. Опрыскав цветок раствором гидроксида натрия, мы получаем щелочную среду, в которой индикатор становится малиновым. Опрыскав уксусом, мы нейтрализуем щелочь уксусной кислотой, в результате чего среда вновь становится нейтральной и цветок возвращает свой первозданный белый цвет.
То же самое происходит с индикаторами метиловым-оранжевым и лакмусом.
Далее, детям можно раздать цветы для самостоятельного проведения опыта (он безопасен, так как все растворы перед применением разбавили).

11 занятие.
Опыт 9. «Резиновое яйцо».
Т.к. на весь опыт необходимо около 2-3 дней (на полное растворение скарлупы), то учитель заранее готовит его, чтобы принести готовый экземпляр к занятию.
Для проведения эксперимента понадобятся: варёное куриное яйцо, стеклянная емкость, уксус. Так же, нам понадобится готовый экземпляр яиц, так как опыт занимает несколько дней( для наглядного примера).
Помещаем варёное яйцо в заранее подготовленную стеклянную емкость и заливаем его уксусом так, чтобы он полностью покрыл яйцо. И сразу же мы сможем наблюдать выделение пузырьков с поверхности яйца. Это реакция уксусной кислоты с карбонатом кальция, из которого и состоит скорлупа. Еще через некоторое время цвет скорлупы начнёт меняться. ( Через 3 дня уксус полностью растворит яичную скорлупу, показать на следующем уроке результат). Аккуратно достаньте яйцо и тщательно промойте проточной водопроводной водой.
Урок направлен на исследование новых для детей свойств известного продукта. Учитель показывает, что произойдет при надавливании на поверхность яйца, и как оно будет вести себя при отскакивании от твёрдой поверхности (если в темноте направить на яйцо луч фонарика, то вы увидите, что оно светится). Этот химический опыт мы проводили с варёным яйцом. Этот же эксперимент проводим и с сырым яйцом. Скорлупа станет мягкой и эластичной, яйцо можно будет даже немного сдавить (ударять его об твердую поверхность не рекомендуется).

12 занятие. Подведение итогов.
На последнем занятии мы узнаем у учащихся, какие опыты им понравились больше всего, что нового они узнали для себя. Так же проверяем, какие свойства веществ запомнили обучающиеся. Проверяем домашнее задание(выращивание кристаллов, делаем мини-выставку из работ детей).


Средства фиксации достигнутого результата: лист индивидуальных достижений учащихся. Пример заполнения:
Блок «химическая теория».
тема занятия: 1 2 3 4
Алхимия 1! 1! 1+ 1+
Знаки. 1+ 1+ 2! 2+
Металлы 2+ 3- 1+ 2+
Неметаллы 1+ 1! 2+ 1+
Цифры в первой строке – это номера присвоенные каждому из учеников.
Расшифровка знаков:
«1» - справился со всеми практическими заданиями;
«2» - справился с половиной и более практических заданий;
«3» - справился менее чем с половиной практических заданий;
«!» - принимал активное участие в работе;
«+» - принимал участие в работе при направлении со стороны руководителя;
«-» - пассивен, принимал участие в работе только тогда, когда руководитель напрямую адресовал вопросы и задания.

Схема педагогического действия:
1. Теоретическая часть:
1.1. Вступление (тема, цель, задачи);
1.2. Обоснование актуальности исследования;
1.3. Раскрытие ключевых частей исследования;
2. Практическая часть:
2.1. Практическое задание: Послание из прошлого (расшифровка «послания» с помощью таблицы алхимических знаков XVIII века).
2.2.Практическое задание: делаем «лизуна».
2.3.Опыт «кола с молоком».
2.4. Опыт «искусственная кровь» и/или опыт «несгораемая купюра»
2.2.Обратная связь (последовательно на каждую из представленных практических частей).
3. Подведение итогов представленного педагогического действия.

Распределение функций в команде: коллективная работа.

Людмила Андреевна Колоярцева
Добрый день, участники команды NaХимичил и участники Олимпиады!
Ознакомившись с вашим проектом, удалось выделить следующие основные пункты:

Проблема: 8-классники не заинтересованы в изучении химии
Цель: популяризация химии
Задачи:
- дать базовые знания о предмете
- заинтересовать предметом и наукой в целом

Решение, которое вы предлагаете:
- изменение формата занятий и подачи информации
- играть
- не химическим языком
- обычные вещи под другим углом
- использовать раздаточный материал

Не совсем понятно, как соотносятся проблема, цель и задачи. Объясните, пожалуйста.
Какие задачи вы решаете с помощью предложенных решений?
На какие научные положения опирались при выборе данного способа решения проблемы? Можно ли решить озвученную проблему в начале изучения предмета химии, например, сформировав у 8-классников мотивацию к изучению химии?
В описании проекта вы представили программу работы факультатива (темы, задания), а в чем заключается роль педагога? Из прочитанного я поняла, что педагог демонстрирует опыт, контролирует проведение опытов детей, объясняет, почему это происходит. Так ли это? Если это так, то в таком случае можно исключить педагога, заменив его видеозаписью опытов и текстовым сопровождением либо химическими шоу (например, https://like-show.ru/spb/) или набором экспериментов (например, https://melscience.com/ru/, http://www.steppuzzle.ru/product/razvivayushchaya_igra_fiksilab_khimiya/).

В фиксации достигнутого результата вы представляете оценку активности ребенка во время занятия. Каким способом вы будете оценивать достижение поставленными вами цели и задач?

Спасибо!

Анна Александровна Бадюк
Здравствуйте, команда "NaХимичил"!

Спасибо за увлекательный проект! При его изучении у нас возникло несколько вопросов :

Почему для проведения исследования вы берете группу детей с первого по четвертый класс? Не лучше ли давать базовые знания о предмете и заинтересовывать дисциплиной детей старшего возраста, т.к. химию начинают преподавать только с 7-8 класса? Чем обусловлен возраст учащихся, который вы указываете в проекте?

Также стало интересно : в условиях вы указываете, что для проведения эксперимента на очном этапе олимпиады будет необходим либо класс младшего школьного возраста, либо группа студентов. Считаете ли вы, что результаты, полученные группами столь разного возраста можно сравнивать или синтезировать?

С уважением, команда "МагияМедиа"! Будем рады вашим вопросам о нашем проекте!

Дмитрий Владимирович Маркин
Здравствуйте, команда «NaХимичил».
С большим интересом прочитали ваш, столь объёмный, проект, но у нас есть пара вопросов:
1) В вашем проекте рассказывается о том, как заинтересовать школьников младших классов, заниматься химией с ранних лет, однако, не идёт расчет на то, что дети в столь раннем возрасте, ещё даже основам математики и правописания не обучены. Не считаете ли вы, что столь сильный отход от практики, какую её преподносят в более старших классах, по причине малого объёма знаний у учеников, для изучения химии и акцент на изучение теории, и объяснение феноменов из жизни, создаст иллюзию того, что химия это опыты с реактивами и "немного" теории?
2) Реализация данного проекта будет осуществляться за счёт затрат школы на дополнительных, специально для этого, квалифицированных, учителей, или будут взяты учителя из самой школы, где они уже преподают этот предмет для учащихся старшей школы? В последнем случае, преподаватели будут вынуждены пройти специальное обучение для преподавания данного предмета в более младших классах?
С уважением, команда «Жамевю»!

Александра Алексеевна Ефименко
Добрый день, уважаемые участники команды «"NaХимичил"! Ваш проект показался нам очень интересным, однако, хотелось бы уточнить:
1.Вы говорите о трёх блоках, занятия которых будут чередоваться. Чем обусловлено такое чередование? Не считаете ли вы, что усвоение предлагаемого вами материала будет более эффективным, при условии последовательного изучения, т.е. сначала в рамках первого блока, затем последующих двух.
Например, изучив теоретические основы химии, а также, получив объём знаний и представлений о «Химии в быту», перейти непосредственно к третьему блоку, где, если я правильно Вас поняла, предоставляется возможность применить полученные знания на практике.

С уважением, команда "Перспектива 22"!